Одна из деятельностей нашего Центра направлена на проведение курсов повышения квалификации для специалистов, такой курс я и хочу разобрать в качестве примера системы.
Целевая система - это главная система, ради которой происходит какая-либо деятельность. Соответственно, в своем примере целевой системой я считаю "Учебный курс"
Так как направление в котором мы работаем - это геология, разработка месторождений, соответственно, не стоит рассматривать этот курс, как всеобъемлющий, можно и нужно конкретизировать - "Учебный курс по моделированию".
Как только мы конкретизировали, далее происходит работа с интересами проектных ролей. Необходимо очертить, кто а нашем примере является внешними и внутренними проектными ролями: сами слушатели этих курсов, преподаватель курсов, менеджер курсов и т.д.
Далее необходимо сформулировать требования к системе: содержание курса должно включать определенные модули, продолжительность должна быть не менее 40 часов, наличие практических работ, язык проведения русский и т.д.
Целевая система представлена в физическом мире, этот курс можно прослушать, поработать с материалами курса. Все составляющие рассматриваемой системы отвечают и за ее целостность.
Целевая система является частью надсистемы "Послевузовское образование", или "Профессиональное образование", где появляется важное свойство вложенности. Рассматриваемая целевая система является подсистемой "Профессиональное образования", которое включает не только обучение на курсах повышения квалификации, но и постановку прикладных практик.
Поскольку в системном подходе система должна обладать тремя важными свойствами: целостность, вложенность и эмерджентность, то не стоит упускать из виду последнее. Рассматривая целевая система имеет свойство эмерджентность, так как сам по себе отдельные модули и задачи не несут такую ценность, как единый курс, и в некоторых случаях могут быть бесполезны.
Целевая система "Учебный курс по моделированию" имеет описание в виде документации, где указано содержание курса, кто является инструктором, какой количество учебных часов и т.д. Более того есть еще документация по самому курсу, которая включает в себя детально описание модулей и практические задачи.
Подсистемами целевой системы будут являться: учебник, практикум, набор слайдов инструктора.
Системами обеспечения будут являться: IT менеджер, который настраивает оборудование, менеджер образовательных программ, который составляет учебные группы, менеджеры отвечающие за наличие учебных и расходных материалов (маркеры, доски и т.д), программное обеспечение.
Системами в окружении будут являться: слушатели других учебных программ; книги; научные статьи по тематике;
Описывая данную целевую систему, с точки зрения системного подхода, сложно оценить проделанный результат, буду рада любой обратной связи и дополнениям.