Учебный курс как система

Одна из деятельностей нашего Центра направлена на проведение курсов повышения квалификации для специалистов, такой курс я и хочу разобрать в качестве примера системы.

Целевая система - это главная система, ради которой происходит какая-либо деятельность. Соответственно, в своем примере целевой системой я считаю "Учебный курс"

Так как направление в котором мы работаем - это геология, разработка месторождений, соответственно, не стоит рассматривать этот курс, как всеобъемлющий, можно и нужно конкретизировать - "Учебный курс по моделированию".

Как только мы конкретизировали, далее происходит работа с интересами проектных ролей. Необходимо очертить, кто а нашем примере является внешними и внутренними проектными ролями: сами слушатели этих курсов, преподаватель курсов, менеджер курсов и т.д.

Далее необходимо сформулировать требования к системе: содержание курса должно включать определенные модули, продолжительность должна быть не менее 40 часов, наличие практических работ, язык проведения русский и т.д.

Целевая система представлена в физическом мире, этот курс можно прослушать, поработать с материалами курса. Все составляющие рассматриваемой системы отвечают и за ее целостность.

Целевая система является частью надсистемы "Послевузовское образование", или "Профессиональное образование", где появляется важное свойство вложенности. Рассматриваемая целевая система является подсистемой "Профессиональное образования", которое включает не только обучение на курсах повышения квалификации, но и постановку прикладных практик.

Поскольку в системном подходе система должна обладать тремя важными свойствами: целостность, вложенность и эмерджентность, то не стоит упускать из виду последнее. Рассматривая целевая система имеет свойство эмерджентность, так как сам по себе отдельные модули и задачи не несут такую ценность, как единый курс, и в некоторых случаях могут быть бесполезны.

Целевая система "Учебный курс по моделированию" имеет описание в виде документации, где указано содержание курса, кто является инструктором, какой количество учебных часов и т.д. Более того есть еще документация по самому курсу, которая включает в себя детально описание модулей и практические задачи.

Подсистемами целевой системы будут являться: учебник, практикум, набор слайдов инструктора.

Системами обеспечения будут являться: IT менеджер, который настраивает оборудование, менеджер образовательных программ, который составляет учебные группы, менеджеры отвечающие за наличие учебных и расходных материалов (маркеры, доски и т.д), программное обеспечение.

Системами в окружении будут являться: слушатели других учебных программ; книги; научные статьи по тематике;

Описывая данную целевую систему, с точки зрения системного подхода, сложно оценить проделанный результат, буду рада любой обратной связи и дополнениям.

В названии заголовка не нужна запятая
В тексте тоже много лишних запятых

Полина, очень рад, что сделали описание, и что они довольно подробное.
Главная ошибка, к сожалению, встречается у всех, когда речь идет об обучении.
Выбор целевой системы должен быть связан с мастерством человека. Недаром в нашем курсе мы говорим о системе “Деятель”. Именно ради того, чтобы человек что-то умел и происходит какая-то деятельность.

Курс в данном случае будет системой обеспечения. Ее тоже нужно будет сделать, но сначала нужно разобраться с целевой системой. От этого зависит какой будет система обеспечения.

Например, сначала понимают, что целевой системой будет автомобиль или стиральная машинка, а это уже накладывает многое на конвейер, который будет производить одно или другое изделие.

Полина, я ведь на прошлой неделе тоже начала описывать наши курсы повышение квалификации как целевую систему и пошла по этому же пути.
Но, перечитав лекцию поняла, что целевой системой в любом обучении будет являться сам слушатель или студент с полученными знаниями, поставленными практиками или приобретенными прикладными навыками (моделирования, например.) Ведь целью является изменение физического мира и теперь наш слушатель сможет сделать это-завершить рабочий проект, создав сложную геомодель. А чтобы достичь этого, ему необходимо будет пройти курс, который и находится в системе обеспечения. (Надеюсь я правильно поняла, открыта к критике в любом случае)
Еще у меня есть предположение, что этот курс по моделированию, в котором мы все в какой-то мере задействованы, является нашей системой?

Александра, вы все верно поняли) Да, ищем целевую систему по тому, что она меняет в физическом мире. Изменение происходит с проходящим курс, поэтому его часть его мастерства / функциональная часть / функциональный кусочек мозга должна как-то поменяться после курса.

Тут можно применить метафору “черного ящика”:
на входе, до курса есть: деятель с каким-то мастерством –> дальше черный ящик (деятель, проходящий курс) –> на выходе, после курса имеем: деятеля с более высоким уровнем этого мастерства. Чтобы понять, что делать с черным ящиком, надо сначала понять, что у вас есть на входе (какие проблемы есть у деятеля, почему он будет заинтересован тратить время на ваш курс, а не на отдых, к примеру?) и что вы хотите получить на выходе. Черный ящик будет зависеть от этого; это по факту и есть работа с надсистемой. А курс будет как-то менять состояние этого деятеля.
Будем еще об этом говорить в рамках тренингов 9 и 10) А пока можно прочитать пост об ошибках в системном разбиении: https://blog.system-school.ru/2020/11/20/system-breakdown-mistakes//span>