Описание системы зависит от всех заинтересованных лиц – проектных ролей.
Например, я хочу научить своего ребенка плаванию кролем. Допустим, эта мысли пришла на «семейном совете» - т.е. заинтересованные лица это наиболее близкие ребенку люди. Допустим, в «семейном совете» принимали участие мама и папа ребенка (никакие бабушки, тети, дяди, соседи, друзья и знакомые об этом (о том, что ребенка хотят научить плавать кролем) пока ничего не знают).
Как научить ребенка плавать кролем?
Первое – его могут научить родители (если сами умеют это делать; и если умеют, то важно понимать, на каком уровне – профессиональном или дилетантском). Т.е. в таком случае они в свободном режиме могут прийти в бассейн (приехать на речку, озеро или море) и своим собственным примером показать, как нужно плавать кролем.
Второе – купить (взять в библиотеке, у друзей и т.п.) книгу или руководство по обучению технике плавания кролем. Дать ребенку (если он уже умеет читать) или прочитать самим и «на пальцах» или, вернее, книжной теорией рассказать и показать (например, на картинках), как нужно плавать кролем.
Третье – можно найти и прийти в школу по обучению плаванию или бассейн, где есть услуги специального тренера, который научит и правильно поставит технику плавания кролем, а также по возможности будет «двигать» ребенка (тренирующегося или ученика) и готовить его к будущим соревнованиям, уровню мастера спорта, чемпиона и т.д.
В моей картине мира и в моем частном случае, скорее всего, это может быть третий вариант, когда мне нужно определиться с конкретным бассейном и тренером при нем.
В таком случае, помимо родителей здесь возникает еще одна проектная роль – тренерская. А вместе с ней и становится более обозримой и надсистема – назовем ее «школа плавания».
Теперь, пока мы недалеко ушли в разговорах про целевую систему и надсистему, мне хотелось бы разобраться с сопутствующими понятиями про требования и потребности.
В Главе 8 курса ВСМ говорится о том, что требования возникают в отношении целевой системы, а потребности – относительно надсистемы.
Тогда, как видится это мне, требования в нашей ситуации:
- Тренирующийся имеет при себе все необходимое: купальник, шапочку, очки, мыльные принадлежности, сланцы, полотенце, справку от доктора, что нет противопоказаний + чистые анализы.
- Тренирующийся посещает тренировки обязательно 3 раза в неделю, опоздания и пропуски не допускаются (за исключением крайних случаев).
- Тренирующийся во всем следует рекомендациям тренера.
- Тренирующийся не ест за 30 мин. до начала тренировки (сейчас это «отсебятина» - я пишу это в качестве примера, т.к. точных требований не знаю).
- Тренирующийся соблюдает диету – из рациона исключает сладкое, включает больше белка и клетчатки (в данном контексте это также «отсебятина» и только лишь для примера).
А потребности (относительно надсистемы):
- Тренировки проходят три раза в неделю в назначенное время.
- Одна тренировка включает не менее 45 минут «чистого плавания».
- Пропуск тренировки не допускается (за исключением крайних случаев).
- На тренировке не допускается присутствие родителей (или тех, кто приводит ребенка в бассейн – чтобы не отвлекали).
Теперь в совокупности озвучим и назовем основную терминологию (по Главе 8):
Целевая система - в нашем случае это «ребенок, которого хотят научить плавать кролем».
Надсистема – школа плавания.
Мама и папа в данной ситуации больше относятся, во-первых, к системе окружения (т.к. заинтересованы в "профессиональных успехах" ребенка); во-вторых, к системе обеспечения (т.к. именно они ответственны за то, кто будет искать конкретного тренера, выбирать бассейн (школу плавания), а также спонсировать все это дело).
Дополнительно системой окружения могут быть тренеры или школы по обучению гимнастике или акробатике (или чему-то подобному, что может также влиять на физическую активность ребенка), другие ученики (т.к. у них может сформироваться свой круг общения, где они «варятся», а также смотрят друг на друга и оценивают себя на фоне сокурсников).
Дополнительно системой обеспечения могут быть – сам проект обучения плаванию кролем, бассейн, тренерский состав, магазины (где приобретается купальник, шлепанцы, шапочка, очки и т.д.), поликлиника или медкабинет (где проходит первичный осмотр, а также выдается справка-допуск на посещение бассейна).
Есть еще одно понятие – подсистемы – с которым, если честно, у меня возникает сложность с их выделением. Что может ими быть в данном конкретном примере? Может быть это обязательная разминка перед тренировкой?
Буду благодарна, если кто-то сможет мне подсказать или скорректировать ход моих мыслей и в данном посте. Заранее благодарю!