Возможно ли заставить людей думать?

Являясь прямым участником образовательного процесса, сама неоднократно говорила такую фразу "нужно заставить их (студентов) думать головой", вчера после очередного собрания появились сомнения, возможно ли это? Реально ли заставить кого-то думать?
Для этого провела примерно час осознанного поиска в интернете на эту тему, и ничего, кроме "как заставить мужчину думать о себе" не нашла.
Попалась одна статья, точнее интервью с Сергеем Савельевым, палеоневрологом, доктором биологических наук, заведующим лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.
Из этой статьи узнала для себя, перечисленные ниже, факты:
1. Мозг существует в нескольких режимах: от максимального до минимального. При максимальной нагрузке, мозг возможно задействовать на двадцать пять процентов, минимальной считается десяти процентная нагрузка во время сна, и тут уже второй момент.
2. Мозг работает всегда и весь, его нельзя остановить, выключить или замедлить. Как было написано в статье: "…через шесть минут после отключения человека от кислорода и продуктов питания мозг начинает необратимо терять память и умирать."
3. Мозг не может постоянно работать в режиме максимальной нагрузки: "В режиме двадцатипятипроцентной активности он может просуществовать пару недель. А потом начинает развиваться так называемая энергетическая задолженность и то, что в старой медицине называлось нервным истощением."
4. Если не "тренировать" мозг, то мозг состарится, а это выражается в гибели нейронов, другими словами интеллектуальная нагрузка (например, систематическое чтение неклассической литературы, которое заставляет мозг думать, рождать мысли, которые переходят в исчезающие заметки и далее в посты или во что-то еще) является профилактикой старения мозга.

5. Вес мозга может говорит о "гениальности", чем тяжелее мозг, тем мозг более гениален.

С улучшением качества жизни, мозг становится "легче", причиной этому считается повсеместное развитие гаджетов, техники для жизни и многое другое. Еще один момент, мозг всегда активизируется в стрессовой ситуации, и это одна из изученных ситуаций, в которой мозг можно заставить работать. Студенты, выполняя учебный проект, который и стал причиной рождения данного поста, находятся в стрессовой ситуации, они выполняют новую задачу. Получается ситуация в которой они находятся, уже подразумевает, работу мозга, тогда нужно думать не как заставить студентов думать головой, а как заставить думать в правильном направлении, здесь пока идей нет.

Интересный пост, спасибо. По поводу того как заставить человека думать - это довольно проблемный вопрос. Проблемный в том плане, что необходимо понять мотивацию человека, выделить его интерес и дальше сфокусировать и удержать его внимание на этом. Основной сложностью в этом процессе является то, что зачастую используются разный понятийный аппарат - то есть человек просто не понимает что ему нужно сделать и зачем. Как только это устраняется (начинается общение в одном понятийном поле), то и остальные действия по запуску мыслительного процесса у человека происходят “на автомате”.
Есть и еще одна “уловка” - при объяснении и формулировании задачи использовать максимально простой и понятный язык. Как правило, когда при постановке задачи используется слишком много терминов и она четко не определена, то у человека автоматически включается защитная реакция и начинается отторжение воспринимаемой информации.

Я тоже являюсь “прямым участником образовательного процесса” и обнаружил, что если мне приходит мысль “нужно заставить студента думать”, то это, как правило, означает, что у студента не сформирован некоторый навык, который я подразумеваю само собой разумеющимся. Это мне только кажется, что студент “не думает”. К примеру, я часто под фразой “здесь же можно было просто подумать” подразумеваю “эту задачу можно было решить и без знания того, что я рассказывал, используя только знания из школы и/или младших курсах”. Однако студенты, которые мало ходили на мои занятия, как правило, хуже учились и на младших курсах и хуже помнят школьную программу, сдавали экзамены по принципу “сдал - забыл”, поэтому у них не поставлен навык использования знаний предшествующих лет обучения. Я также часто слышу и от своих коллег, которые готовят школьников к ЕГЭ “можно было просто подумать и догадаться, какой ответ подразумевается”, но только это подразумевает “использовать не конкретные предметные знание, а пользоваться навыком логического мышления или навыком использования кругозора”, только эти навыки сложнее и строятся в том числе на базе навыков подготовки к экзаменам. Этот навык есть у моих коллег, сдавших немало как школьных, так и Вузовских экзаменов, и воспринимается ими как естественная часть мышления. Но он может отсутствовать даже у неглупого школьника. Также и заядлый водитель может отреагировать на манеру вождения человека, который только учится водить, словами “Думать же надо, куда едешь!” Но, конечно, дело не в том, что последний не думает, а в том, что у того просто не поставлен соответствующий навык.

Мне кажется, что все эти обороты про “думать”, говоря терминами курса “Системное саморазвитие: Введение в системное мышление”, это просто реакция человека на стадии “Неосознанная компетентность” на человека на стадии “Неосознанная некомпетентность”, а физиологическая интенсивность работы мозга здесь не важна. Я думаю, что это касается и Вашего желания “заставить думать в правильном направлении”: Если Вы действительно очень хотите помочь студентами, то можете выделить основные навыки, которые не развиты у студентов, и помочь поставить эти навыки. Либо признать, что эти студенты не стоят Ваших усилий и не пытаться “заставлять их думать в правильном направлении”.

Слово “заставить” можно тоже толковать двояко. Я выше подразумевал, что студенты хотят выполнить учебный проект, но делают это “не думая”, а Вы хотите “заставить их думать”. Но если студенты не хотят выполнять это проект, или имеют сложившуюся установку, что подобная деятельность “полная ерунда и ею вовсе не стоит занимать”, то тут уже речь про работу с установками этих студентов. Причём, если бы это были 5-классники, то это здесь ещё можно было работать именно в духе “заставить”, но со взрослыми людьми это едва ли возможно. Тут уже либо стоит показать как навыки, формируемые в рамках работы над проектом связаны с той деятельностью, которую они считают важной, либо, если они большую часть деятельности в выбранном направлении обучения считают “ерундой”, то естественно посоветовать им прервать получения высшего образования в данном направлении - возможно, это будет лучшим выходом и для них и для Вас.

Полина, спасибо за пост!
По поводу “заставить думать”: у меня есть сомнения, что именно что заставить думать другого человека со стороны едва ли возможно (в эту же топку “мотивировать”, “перестать что-то чувствовать” или “начать что-то чувствовать” ). Можно “заставить что-то сделать”, и в ходе деятельности мышление включится (или не включится).
Но если стоит именно цель что-то поменять в мышлении – а обычно под “заставить думать” понимают именно “поменять то, как человек рассуждает о проблеме” – то не факт, что заставлять что-то сделать будет эффективно. Мы уже немного обсуждали тему в рамках тренингов 3-4: если человек сам не понимает, зачем и что ему менять, то едва ли его можно заставить. Иначе бы и алкоголиков / наркоманов не существовало, и тп.

Можно обратить внимание студента на нужный вам вопрос: например, обозначить стоящую перед ним проблему и показать неэффективность текущих способов ее решения. А после показать, как проблему может решить мышление с использованием нового кусочка знания – и пусть дальше решают сами, нужно ли им осваивать эти знания или нет. Причем говорить надо именно о проблемах, которые студенту могут быть интересны, и на понятном ему языке. Тогда шанс на успех куда выше)

Полина, спасибо за пост!
А можете кинуть ссылку на статью - очень интересно, потому что встречала в разных источниках опровержение почти на каждый из перечисленных пунктов - хочется самой разобраться (и расширить свою картину мира противоположной точкой зрения).
Спасибо!

(в свою очередь про опровержение тоже могу накидать источников про работу мозга, если будет интересно)