Описание требований к деятелю

В предыдущих главах мы уже обсуждали многие понятия, которые в данном разделе сформулированы как требования к деятелю. Сейчас свяжем данные понятия между собой.

Понятие масштаб или калибр личности вводилось в первой главе. Выбираемые к созданию целевые системы и к реализации проекты зависят от широты и глубины интересов человека. Чем больше калибр личности, тем масштабнее и сложнее проекты, а соответственно потенциально интереснее жизнь.

Простые проекты и целевые системы также дают оптимальные переживания, но сложная работа не даёт скучать, и жизнь, что называется "бьет красками". Интеллектуально сложная работа приносит потенциально более глубокие потоковые переживания.

Для выполнения данного требования масштаба или калибра личности необходимо развивать деятельностный кругозор, регулярно реализовывать практики потребления информации, а также использовать положительное влияние социальной среды. Методологические вопросы[1] этики и сострадания смогут помочь в выборе лучших проектов, целевых систем и ролей.

Требование быть автономным означает, что человек не должен полностью зависеть от окружающей среды. Человек должен самостоятельно контролировать свою внутреннюю и внешнюю мотивацию, не используя разрушающие здоровье средства. Автономность означает, что человек может быть счастливым несмотря на внешние сложности, он может самостоятельно вырабатывать радостные переживания и не быть зависимым от общественного признания.

Человек должен использовать положительные влияния социальной среды и уметь уворачиваться от её отрицательных воздействий. Человек должен владеть собою, уметь справляться со своими эмоциями и беспокойствами: "держать удар", "собирать себя в кучку", "бороться со стрессом".

За выполнение данного требования отвечает мастерство собранности, в рамках которого человек может управлять вниманием, справляться с хаосом сознания и правильно инвестировать время.

Умение учиться и интегративная сложность – это главные требования, которые, как мы знаем, выполняются интеллектом (мыслительным мастерством). В быстроменяющимся мире человеку придётся действовать в заранее неизвестной среде и решать новые сложные задачи, обучаясь в процессе их решения.

Умение учиться относится к способности быстро осваивать новые sota практики и трансдисциплины, в том числе за счёт реализации моделей обучения[2], а интегративная сложность – это способность человека создавать новые sota на основании имеющихся знаний.

Антихрупкость – это понятие, которое ввел Насим Талеб, означает, что система после воздействия на неё не просто не утратила своей функции, но наоборот, характеристика исполнения данной функции стала даже выше. Здесь можно применить известное высказывание: "всё что нас не убивает, делает нас сильнее".

Поэтому требование к человеку – быть антихрупким, а именно после каждого проекта и хорошего исполнения роли жизненное мастерство должно становиться только лучше.

Для выполнения данного требования необходимо правильно ставить шкуру на кон, чтобы не совершать фатальных ошибок. Необходимо правильно рассчитывать уровень своего жизненного мастерства и сложность решаемых задач.

Интегральный успех – это способность создать одну из лучших систем в как минимум в одной сфере и создавать хорошие системы во всех остальных сферах жизни. Недостаточно иметь достижения в одной области, если по другим жизненным интересам – провал.

За интегральный успех отвечает мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Мыслительное мастерство даёт скорость и экономит время развития прикладного мастерства. А само прикладное мастерство в разных сферах должно быть на достойном уровне, но хотя бы в одной области необходимо стремиться к фронтиру (быть в числе лучших).

Требования к мышлению в виде абстрактности, адекватности, рациональности и осознанности выдвигаются из цивилизационного опыта человечества. Абстрактность и адекватность рассмотрены в главе про физический и абстрактный мир. Рациональность – это способность двигаться по спектру формальности мышления. Осознанность рассматривали в главе про внимание.

Определив основные требования к деятелю, далее раскроем их связь с бытовыми понятиями «счастье» и «успех», а далее подойдем к архитектуре деятеля. При обсуждении архитектуры, которая вытекает из данных требований, станет понятным почему мы говорим про три платформенных уровня из ранее приведенной модели "Человек-платформа".


Понятия: требования к деятелю – масштаб личность, автономность, умение учиться, интегративная сложность, антихрупкость, интегральный успех.

  • [1]  Как мы помним, есть ещё прикладная этика.
  • [2]  В главе 2 рассматривались следующие модели: «стадии обучения: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности»; «спектр формальности мышления»; «этапы постановки привычки».

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»