Как выдержать поток информации или как сберечь мыслетопливо

В последнее время резко увеличился объем информации, которую приходится перерабатывать за день и количество исполняемых ролей. Это привело к тому, что к концу дня мое состояние можно описать как «выжатый лимон» и восстановиться за ночь фактически не получается. Стал анализировать причины возникновения такого состояния и пришел к выводу, что это происходит из-за того, что в выполняемой роли нет системы – не выделены подроли. Например: нужно внести корректировки в проект по замечаниям эксперта. Замечания четко определены, есть указания на несоответствие нормативной документации. Чтобы выполнить корректировку проекта мне надо стать в роль проектировщика. Однако на самом деле получается, что роль проектировщика в данном случае разбивается на несколько подролей, которые должны выполняться последовательно:

- главного инженера (анализ полученных замечаний);

- ученика (изучение нормативных документов, на которые ссылается эксперт);

- менеджера (определение трудоемкости и формирование чек-листа по устранению каждого замечания);

- собственно проектировщика (фактическое внесение изменений в документацию).

Нарушение порядка исполнения подролей приводит к состоянию неопределенности, поскольку конечный целевой продукт не определен (не сформирована система требований и алгоритм действий). После применения такой практики у меня получилось устранить неудовлетворенность и понизить уровень стресса. Отдельно хочется отметить то, что качество усвоения информации при таком подходе выросло на порядок.

Расширив этот опыт на все исполняемые роли, я пришел к выводу о необходимости системного потребления информации. То есть перед тем как начать изучение какого-либо документа или прочтения книги нужно определить и встать в ту роль, которой она предназначена.

Например, когда я изучаю нормативную документацию я становлюсь в подроль ученика роли проектировщика, а когда изучаю техническое задание – в подроль главного инженера роли проектировщика.

Такой подход дал мне следующие преимущества:

- вся получаемая информация уже структурируется в зависимости от области применения;

- правильная оценка получаемой информации – выделяются ключевые и значимые моменты, влияющие на конечный продукт (уменьшается время на изучение и формирование чек-листов по получению конечного ценного продукта);

- производится оценка достоверности информации – насколько она соответствует действительности.

Но самое главное – такой подход позволяет сберечь мыслетопливо – оно не расходуется на систематизацию (соотношение с той или иной сферой деятельности и категории важности) полученной информации – это действие выполняется при вхождении в роль. (Тут можно провести сравнение с домашней и публичной библиотекой в части каталогизации).

В итоге к концу дня у меня получается, что вся полученная информация усвоена и «разложена по полочкам» - в памяти остается четкая логическая схема полученной информации. (Сама информация находится в экзокортексе в соответствии с выстроенной логической схемой. В качестве схемы можно использовать аналогию древовидной структуры папок на компьютере.)

1 лайк

Виталий, спасибо за отличный пост!
Супер, что описали свои роли в рабочем проекте и определили соответствующие им практики! Это тот результат, который хочется отметить отдельно)
Именно поэтому предлагаем разделение по ролям – позволяет лучше сформулировать требования к деятельности и сделать “то, что нужно и важно”, причем потратить как можно меньше времени / вычислительного ресурса (“мыслетоплива”).

Виталий, спасибо! Очень откликается идея такого потребления информации из соответствующей роли (я называла это для себя “подзадачное потребление информации”). И оно действительно помогает беречь мыслетопливо.

Про выделение подролей - очень интересная мысль, к ней подводит задание на курсе про написание своих ролей и соотнесение практик в них с практиками стадий жизнедеятельности деятеля. Но вот так четко сформулировать у меня не получилось. Теперь буду думать про роли в ключе подролей!) Спасибо))