Мультистиль

Испорченным уроками русского языка и литературы школьникам нужно перепрошить часть мозга, связанную с умением писать, поставить версию 2020 года. И дело не только в том, что язык живой, быстро меняется, общение через интернет и открытие границ увеличило эту скорость изменений, а справочники и словари не отражают современный русский язык, не учитывают его многочисленные диалекты — и поэтому учат архаическому языку, а не современному. С грамотностью сегодня и спеллчекер справится, невелико умение, и даже на архаичность можно махнуть рукой.

Умение писать — это умение осознанного выбора, когда пишешь рекламные тексты в инфостиле, когда двигаешь фронтир цивилизации в мыслестиле, а когда занимаешься беллетристикой[1].

Сейчас в школе учат только беллетристике. А нужно учить мультистилю. В основе мультистильности общие для всех стилей правила письма, а особенности отдельных стилей окажутся не такими уж большими. Но они есть.

Инфостиль рекомендует выкидывать модальные глаголы («может», «должен»). Но если ты пишешь требования, то модальные глаголы в тексте необходимы, в них вся соль, именно они отличают обязательные к исполнению «требования» или необязательные «рекомендации». В стандартах обсуждаются тонкости их употребления[2], есть альтернативные мнения на этот счёт[3], прямо таки дискуссии о хорошем стиле в выражении модальности! Инфостиль же ругается, встретив текст с требованиями. «Нужно научить писать в мультистиле» — сервис Главред просит выкинуть «нужно». Тем самым тексты-требования (описания целевой системы какой-то разработки) в нём не пройдут.

В тексте про различение позиций восприятия «я» и «ты», с описанием своих и чужих моделей мира сервис попросит избавиться от личных местоимений, а также от притяжательных местоимений.

Общепринятый в научных текстах способ написания синонимов через косую черту сервис не рекомендует.

Как после этого писать серьёзные эссе в инфостиле?! Поэтому используйте сервис Главред (в нём ведь реализована не только проверка «инфостиля», но и проверка общей части для всех стилей), но игнорируйте значительную часть его рекомендаций. Нужно понимать, где сервис помогает выразить мысль, а где только мешает.

При занятиях «мышлением письмом» не пытайтесь выполнять все требования инфостиля. Суть мышления письмом как раз в том, чтобы отойти от мышления байками-историями в пользу длинных согласованных друг с другом рассуждений. А уж когда вы будете вытаскивать эти длинные рассуждения в статью или книжку, вы будете сами решать, что вы хотите передать читателю: способ мышления или ряд коротких примеров (против которого всегда можно будет подобрать ряд других коротких примеров, как с пословицами царя Соломона из примера Алана Кея).

С точки зрения инфостиля чистота этого подраздела 8.1 баллов, читаемость 9 баллов по шкале Главреда.

Источник: книга А. Левенчука «Образование для образованных 2020».