Педагог (тренер, инструктор, ведущий курса) - это роли, в которые мы вступаем, которые исполняем и из которых выходим по окончании класса.
Процесс (ритуал) входа и выхода в роль важны как человеку, который исполняет роль педагога, так и тем, кто исполняет роль ученика. Для последних, может быть, эти ритуалы даже важнее.
Ритуалы - последовательность действий, которые помогают сначала настроиться на предстоящую работу, а потом завершить ее, также помогают нам захватить внимание и направить его на нужную работу. (Управление вниманием - своим и учеников).
Когда мы делали курс про голос, то подробно прорабатывали ритуалы входа и выхода в занятие - те действия, которые будут обозначать, что один вступил в роль педагога, а остальные - в роль учеников. В числе прочего ведущий надевал специальную шапочку на время занятия и по окончании - снимал ее.
Почему мы это делали?
Мы заметили, что иногда педагоги даже по окончанию занятия забывают “перестать учить” и на каждую реплику собеседника выкатывают “целую артиллерию” советов и рекомендаций. И это пока не хорошо, не плохо.
Но!
Первое - материал усваивается лучше тогда, когда он завершен/ упакован в единое целое, у которого есть начало, развитие и финал (четкий). формат Завершенный образ легче переварить.
Второе - те ученики, которые не присутствовали при выдаче рекомендаций в кулуарах, испытывают недостачу чего-то важного.
Поэтому некоторые из них начинают провоцировать длинные разговоры после занятия - так финал еще больше размывается и всем приходится удерживать внимание значительно дольше выделенного времени. Это выматывает и участников и ведущих.
Третье - не все умеют управлять своим вниманием, поэтому педагог, когда обозначает завершение класса определенным ритуалом, тем самым помогает участникам выйти из роли учеников.
Четвертое - ритуалы входа и выхода требуют времени, поэтому заставляют педагогов лучше структурировать занятие, как следствие, может получиться четче выделять ту порцию знаний, которую педагог передает ученикам на одном занятии.
Порционность отдаваемых знаний важна и для учеников (к вопросу как съесть слона))) и для педагогов (перестать доучивать, доделывать, допиливать и начать следить за финалом).
Пятое - обучение некоторым видам навыков сопровождается эмоциональным разгоном.
Обычно это те навыки, которые предполагают в дальнейшем контакт с другими людьми (зрителями, слушателями, клиентами).
Ритуалы входа и - главное - выхода помогают участникам остывать после занятий.
Оказывается, что настройка на занятие (разогрев) и - главное - постепенный выход (медленное остывание) - это не только про методику преподавания навыков, но и про технику безопасности: как сохранять границы жанра и не путать роли.
Например, у танцоров есть класс задач о том, как не переносить события (чувства, эмоции, впечатления) с танцпола в попытки жить также в обычной жизни.
С помощью продуманных ритуалов входа и выхода инструктор может передать не только содержание обучения (сам навык), но и те практики, которые в самостоятельной практике будут помогать обучающемуся выходить из роли (завершать тренировку, уходить с вечеринки, переключаться на другие дела).
Ритуалы входа и выхода формируют рамку (как у картин), которые обозначают пространство производимых изменений, которые мы делаем в определенной роли, а потом выходим из этой роли.
Театр не случайно начинается с вешалки - архитектурное решение про рамку, в пределах которой организуется внимание зрителя. И театр заканчивается вешалкой - вторая часть рамки, обозначающая финал!
Отсутствие ритуалов выхода у педагога может приводить к тому, что ученикам будет сложно “взять материал целиком”, потому что у целого есть не только начало, но и конец.