РИтуалы входа и выхода из роли в работе педагога

Педагог (тренер, инструктор, ведущий курса) - это роли, в которые мы вступаем, которые исполняем и из которых выходим по окончании класса. 

Процесс (ритуал) входа и выхода в роль важны как человеку, который исполняет роль педагога, так и тем, кто исполняет роль ученика. Для последних, может быть, эти ритуалы даже важнее.

Ритуалы - последовательность действий, которые помогают сначала настроиться на предстоящую работу, а потом завершить ее, также помогают нам захватить  внимание и направить  его на нужную работу. (Управление вниманием - своим и учеников).

Когда мы делали курс про голос, то подробно прорабатывали ритуалы входа и выхода в занятие - те действия, которые будут обозначать, что один вступил в роль педагога, а остальные - в роль учеников. В числе прочего ведущий надевал специальную шапочку на время занятия и по окончании - снимал ее.

Почему мы это делали? 

Мы заметили, что иногда педагоги даже по окончанию занятия забывают “перестать учить” и на каждую реплику собеседника выкатывают “целую артиллерию” советов и рекомендаций. И это пока не хорошо, не плохо. 

Но!

Первое - материал усваивается лучше тогда, когда он завершен/ упакован в единое целое, у которого есть начало, развитие и финал (четкий). формат Завершенный образ легче переварить.

Второе - те ученики, которые не присутствовали при выдаче рекомендаций в кулуарах, испытывают недостачу чего-то важного. 

Поэтому некоторые из них начинают провоцировать длинные разговоры после занятия - так финал еще больше размывается и всем приходится удерживать внимание значительно дольше выделенного времени. Это выматывает и участников и ведущих.

Третье - не все умеют управлять своим вниманием, поэтому педагог, когда  обозначает завершение класса определенным ритуалом,  тем самым помогает участникам выйти из роли учеников. 

Четвертое - ритуалы входа и выхода требуют времени, поэтому заставляют педагогов лучше структурировать занятие, как следствие, может получиться четче выделять ту порцию знаний, которую педагог передает ученикам на одном занятии.

Порционность отдаваемых знаний важна и для учеников (к вопросу как съесть слона))) и для педагогов (перестать доучивать, доделывать, допиливать и начать следить за финалом).

Пятое - обучение некоторым видам навыков сопровождается эмоциональным разгоном. 

Обычно это те навыки, которые предполагают в дальнейшем контакт с другими людьми (зрителями, слушателями, клиентами). 

Ритуалы входа и - главное - выхода помогают участникам остывать после занятий.

Оказывается, что настройка на занятие (разогрев) и - главное - постепенный выход (медленное остывание) - это не только про методику преподавания навыков, но и про технику безопасности: как сохранять границы жанра и не путать роли.

Например, у танцоров есть класс задач о том, как не переносить события (чувства, эмоции, впечатления) с танцпола в попытки жить также в обычной жизни. 

С помощью продуманных ритуалов входа и выхода инструктор может передать не только содержание обучения (сам навык), но и те практики, которые в самостоятельной практике будут помогать обучающемуся  выходить из роли (завершать тренировку, уходить с вечеринки, переключаться на другие дела). 

Ритуалы входа и выхода формируют рамку (как у картин), которые обозначают пространство производимых изменений, которые мы делаем в определенной роли, а потом выходим из этой роли.

Театр не случайно начинается с вешалки - архитектурное решение про рамку, в пределах которой организуется внимание зрителя. И театр заканчивается вешалкой - вторая часть рамки, обозначающая финал!

Отсутствие ритуалов выхода у педагога может приводить к тому, что ученикам будет сложно “взять материал целиком”, потому что у целого есть не только начало, но и конец. 

Елена, спасибо за размышления!
Ритуалы действительно помогают входить в роль, можно поставить себе привычку исполнять определенные ритуалы и тем самым настраиваться на роль)

Елена, спасибо за пост! Интересно, если поразмышлять в таком направлении про университет или школу. В школе есть звонок, который показывает когда начинается и заканчивается урок, но, мне кажется, учителя и ученики входят в роль и выходят из нее скорее когда попадают и покидают школу, а может даже когда приходят домой. Причем учителям вообще тяжело - их не рассматривают отдельно от роли, как пример, скандалы с фотографиями учителей на пляже. Возможно было бы полезно показывать ученикам и их родителям, что учитель только в школе учитель, на пляже он отдыхающий, в кино он зритель и т.д.

да, вот это интересный аспект про то, есть ли у человека, исполняющего определенную роль, право на личную жизнь и те же удовольствия, что у других людей, которые выполняют другие (менее публичные) роли.

И насколько возможно разделить контексты даже в собственной голове: “учителю не пристало…” или “как она может, она же учитель…” и дальше список требований, который относится к роли, но предъявляется человеку.