Инструкции на все случаи жизни

Замечали как тяжело дается новое? Как трудно начать, "выйти из зоны комфорта"?
Занимаясь постановками практик, таких как мышление письмом и мышление проговариванием, ведение Notion и планирование в Focus to Do, я это прочувствовала. Месяц назад, задачи записывала в ежедневник, планировала задачи на неделю, а писать привыкла только в том случае, если учусь новому (вот почему, материал усваивался).
Каждый раз, ставя новую практику, я не изучала инструкцию, ни в Focus to Do ни в Notion, хотя интуитивно понимала, что инструкции штуки полезные, но ведь "было и так ясно". Я не задумывалась о том, почему саботирую инструкции, и это касается не только этих двух программ, да и жизни редко читаю инструкции, скорее действую интуитивно. Уже после первой главы в исчезающих заметках записала себе "сложность мира никогда никуда не девается. Она переходит на другой уровень. Чтобы потребителю было просто, разработчик должен взять всю трудность на себя" получается, что то, что интуитивно понято, так хорошо проработано, что можно просто взять и пользоваться.
Приведу пример, вы когда-нибудь собирали мебель? Точнее так, вы когда-нибудь собирали мебель ikea? Думаю, что практически каждый что-то имеет в доме из ikea, потому что-там четкие, понятные инструкции, всё подписано, многое интуитивно понятно. Прочитав историю становления компании и какой путь основатель Ингвар Кампрад проделал для того, чтобы нам было "интуитивно понятно" я впечатлилась.
Но все ли инструкции так хороши? Почему некоторые приходится читать? Если оглянуться вокруг, есть инструкции на все случаи жизни: к лекарствам, к бытовым приборам, к процедуре получения визы, должностные инструкции, пожарные инструкции… И эти инструкции интуитивно непонятны, потому что "сложность мира никуда не девается". Получается, что упростить можно то, что упрощается, заворачивается и продается. Ко всем вышеперечисленным инструкциям мы обращаемся сами, то есть испытываем в них потребность и конкурировать "за нас" им не приходится.

Спасибо за пост, Полина. По поводу инструкций - больная тема. Основная проблема заключается в том, что при ее написании не учитываются реальные потребности пользователя (кому она адресована). Большинство таких документов составляются формальным образом по принципу “чтобы было” и основная задача - прикрыть ответственное лицо в случае возникновения нештатной ситуации.
Простые и интуитивно понятные инструкции как правило разрабатываются для пользователя и учитывают его уровень подготовки в том или ином вопросе. И основная задача автора - описать “сложность” простыми словами, а для этого нужно погрузиться в картину мира пользователя, непосредственно того, кому инструкция адресована. А это, к сожалению, удается только единицам.

Полина, спасибо за пост!
Действительно, с инструкциями много проблем)) часто пишутся довольно странно, без учета реальных проблем целевой аудитории.

Но еще хотела бы отметить один момент: инструкции должны учитывать уровень мастерства целевой аудитории. Если целевая аудитория – начинающие или даже те, кто не собирается глубоко разбираться, а просто хочет “починить эту штуку” (например, программа на ноутбуке заглючила, и надо что-то сделать, чтобы продолжила работать), то надо писать максимально просто.
Но если компания изготавливает высокоточные измерительные приборы для лабораторных тестов, то им нет необходимости подстраивать инструкцию под “обывателя” – обыватель такой штукой пользоваться не будет.

И “разработчик должен взять всю трудность на себя” звучит, конечно, заманчиво, но на деле как бы неявно предполагает, что пользователю думать незачем, что довольно опасная штука. Наверно, корректнее было бы сказать, что разработчику стоит сделать удобной поддержку какой-то дисциплины + дать ссылку на ту дисциплину, которую он поддерживает. Об этом еще немного поговорим в рамках тренинга 10, на котором обсуждаем практики)

Спасибо за пост!
Мне показалось интересным, что упомянута именно IKEA, так как у меня сразу всплыл в памяти “Эффект IKEA”, заключающийся в том, что покупатели больше ценят то, что сами собрали. IKEA ведь не только мебель продаёт, она продаёт положительные эмоции от её сборки - это как конструктор LEGO для взрослых. По этой причине, даже если бы IKEA было бы одинаково выгодно с точки зрения себестоимости продавать некий товар как в собранном, так и в разобранном виде, и габариты при этом мало отличались, то  IKEA всё равно было бы выгодно продавать эту мебель в разобранном виде, написав “понятную инструкцию”. Понятно, что в случае IKEA продаётся не только эмоции от игры в LEGO, но и физическая мебель, необходимость сборки, которой нуждается в сборки и по объективным причинам. Однако, в случае многих виртуальных сервисов компонент “игры и эмоций” в продукте ещё выше. Это тесно связано с тем, что человеку может только казаться, что он - клиент, для удобства которого разработчик создал интуитивно понятный интерфейс. На самом деле он - товар, а разработчик действительно взял всю сложность на себя, чтобы для “настоящего” клиента (например, продавца рекламы) было максимально удобно пользоваться этим человеком. Поэтому я настороженно отношусь к “простым инструкциям и интуитивно понятным сервисам”, так как можно не заметить, когда из “потребителя, которому просто” можно стать “товаром, который просто потреблять”.