Наша целевая система – «Деятель»

В главе 5 рассматривали человека-деятеля как совокупность ролей, которые он играет в многочисленных проектах. В прошлом разделе говорилось, что от количества успешных проектов и ролей зависит насколько жизнь человека будет интересной. В этом разделе поговорим о том, чем должен обладать человек-деятель, которому суждено играть разнообразные роли в текущих и будущих проектах.

Будем представлять человека как систему, которая задействована в разных проектах. Мы уже ранее рассматривали человека как платформу, и изучали её устройство. Но здесь не будем рассматривать прикладное, мыслительное мастерство и мастерство собранности, а сосредоточимся на требованиях к человеку-платформе[1]. Обычно в проектах сначала изучаются требования к системе, а исходя из этого определяется устройство системы (архитектура и неархитектурные части), но часто система уже бывает готова и ее нужно перестроить под новые требования. Вот это наш случай.

Мы знаем общее устройство нашей системы «Деятель» исходя из модели «Человек-платформа", которая состоит из трёх платформенных уровней. Разбираясь с требованиями к системе, мы сможем лучше понять важность изучения трансдисциплин и прикладных практики, а также как создавать систему «Деятель». Данное рассмотрение мы сделаем по аналогии с рассмотрением системы "автомобиль".

Представим себя на месте команды разработчиков легкового автомобиля. Автомобиль будет нашей системой. Мы понимаем, что наши клиенты будут использовать автомобиль в разных ситуациях. Например, в поездках на работу в городе, на рыбалку, в дальних путешествиях или в качестве транспортного средства на торжество.

Наша система «автомобиль» входит в состав таких систем-поездок, как: поездка на работу, поездка на торжество, поездка на рыбалку, поездка в горы. Данные поездки можно назвать проектами, которые будут системами обеспечения для соответствующих целевых систем: доставленный на работу работник или рыбак к плохо проходимому месту рыбалки, доставленная к месту отдыха и обратно семья горнолыжников, получившие радостные переживания участники торжества.

Многочисленные заинтересованные лица имеют требования к данным проектам, и, как мы знаем такие требования к надсистеме[2] называются потребностями. Пример потребностей[3]: комфортная поездка без укачиваний, проезд к труднопроходимому месту рыбалки, не ударить в грязь лицом перед коллегами, безопасная поездка в горы с оборудованием и т.п.

Наш автомобиль должен одновременно удовлетворять всем требованиям заинтересованных лиц, которые вытекают из потребностей. Исходя из всех определенных требований, разработчики легкового автомобиля определяют то, каким он должен быть: функции автомобиля и его архитектуру или внешние характеристики и внутреннее устройство. Поэтому всегда важно понимать, как будет использоваться целевая система и для каких целей. Мы далее не будем углубляться в системное моделирование автомобиля и в организацию работ по его производству. Как это происходит, вы узнаете из курса системного мышления.

Точно такое же рассмотрение можно провести с системой «Деятель». В данном случае нашей системой будет деятель, который входит в определенных проектных ролях в различные проекты, которые реализуются в разных сферах человеческой жизни: отношения (семья), дети, здоровье, работа (карьера или бизнес), богатство (финансы), общение (друзья), общественная жизнь, самообразование и т.п. У каждого проекта будут свои целевые системы[4], а все проекты составляют жизнь человека, которая должна быть интересной, счастливой и успешной.

Полные требования к "Деятелю" можно сформировать исходя из конкретных проектов, в которых ему придётся играть определенные роли[5]. Потребностями для нашей системы «Деятель» будут требования к проектам. В психологии «человеческие потребности» или «неудовлетворенности» касаются безопасности, социализации, признания и т.п. С точки зрения системного рассмотрения данные неудовлетворенности являются потребностями для системы «Деятель».

Исходя из всего того, что обсуждали в предыдущих главах, можно сформировать следующие общие требования к деятелю, которые связаны с человеческими потребностями:

  • масштаб или калибр личности (широта и глубина интересов);
  • автономность (при необходимости), то есть быть независящим от внешней стимуляций (включая алкоголь или контроль руководства) и от негативного влияния социальной среды, а также сохранять самообладание при столкновении с новыми жизненными ситуациями;
  • "умение учиться" или способность быстро осваивать sota-практики и трансдисциплины;
  • интегративная сложность, то есть способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, разный понятийный минимум и концепты, а затем интегрировать их в более крупные теории (новые трансдисциплины);
  • антихрупность, то есть способность увеличивать жизненное мастерство после решения новых сложных задач;
  • интегральный успех, то есть способность создавать системы в разных сферах человеческой жизни;
  • требования к мышлению деятеля: абстрактность, адекватность, рациональность, осознанность[6].

Необходимо подчеркнуть, что система «Деятель» входит в состав проектов из разных сфер жизни, а в целом, все проекты составляют систему «Жизнь человека». Интересная, счастливая, успешная – это требования к системе «Жизнь человека», они же подробнее раскрываются в различных классификациях общечеловеческих потребностей[7].

  • [1]  Именно данные требования приведут нас к тому как устроено жизненное мастерство: прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности. Хотя изложение в курсе было в обратном порядке, потому что неподготовленному читателю было бы сложнее сразу воспринимать системное моделирование, которое изложено в данной главе.
  • [2]  В данном случае надсистема для «нашей системы».
  • [3]  Потребности – это требования к надсистеме, то есть к поездке, а не к автомобилю. Заметьте, что сформулированные потребности ничего не говорят про сам автомобиль, но про автомобиль будет сказано в требованиях, которые вытекают из потребностей.
  • [4]  Смотрите схему из прошлого раздела.
  • [5]  Мы же сейчас может сформировать только общие требования исходя из классов проектов, которые являются типовыми. Однако, невозможно выучить все роли заранее и будущие проекты также неизвестны, поэтому требования к конкретному человеку должны учитывать и данный аспект
  • [6]  Подробнее об этих архитектурных требованиях к мышлению пишет А.Левенчук в книге «Системное мышление»: https://blog.system-school.ru/2020/12/10/arhitekturnye-trebovaniya-k-myshleniyu/
  • [7]  О человеческих потребностях и различных классификациях говорилось в главе 4.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»