Смешение ролей и выявление ролевого интереса

Изучив главу о значении и постановке ролевого мастерства, начала ставить себе мини-задачки по выявлению ролей и своих ролевых интересах.

 Первая же задачка заключалась в следующем : как определить свой ролевой интерес в процессе формирования рабочего продукта при взаимодействии с другим человеком? И нужно ли пытаться выявить, помимо собственного, ролевой интерес этого человека, и как это сделать - обсудив это с ним или в своей голове, про себя?

Потребность в выявлении ролевого интереса возникла по нескольким причинам: во-первых, захотелось практиковать то, что предлагается на курсе и проверить, как это может помочь мне в создании своего рабочего продукта, во-вторых, потому что давно наблюдаю эффект «недоговоренности» во взаимодействии с разными людьми и различные трудности, возникающие впоследствии ( при реализации ), в-третьих, потому, что меня перестал устраивать уровень моего мастерства собранности, в четвёртых , потому что, не определившись с ролью, я не могу решить, какие действия я могу предложить себе для реализации проекта.

    Исходные данные: есть начальная стадия формирования продукта, происходят встречи, на которых идёт обсуждение, формирование этапов жизненного цикла этого проекта.

    Ситуация, подтолкнувшая сделать меня задуматься и поразмышлять письмом была такой: я создаю проект с человеком , профессиональный уровень которого находится на несколько уровней выше моего ( беглость мышления по данному вопросу превосходит мою, уровень владения информацией выше, опыта по созданию подобных продуктов больше плюс в голове «загружено» больше информации в том числе и по системному мышлению).

     Все это мне очень нравится и стимулирует меня к развитию, развивает мой интеллект ( потому на встречах мне нужно решать всплывающие новые задачи), но меня не устраивает то, что я не могу определить свою роль и свой ролевой интерес и, как следствие, наблюдаю, что не могу точно описать и предложить свои действия как партнера. Кроме того, приходится дополнительно решать возникающие вопросы по работе с психикой, так как возникает страх некомпетентности, мешающий полноценному рабочему взаимодействию.

       Поставив себе задачу выявить роль, которую я исполняю, я вдруг обнаружила, что неосознанно на встрече с этим человеком перескакиваю с роли партнера на роль ученика. Это происходит и правда скачками - вот я предлагаю решение и тут же пытаюсь учиться и задаю вопрос как ученик. Ролевой интерес как партнера ( успешный процесс по созданию системы) удовлетворён наполовину, потому что вклинился ролевой интерес ученика, который предполагает, что я пытаюсь осваивать новую информацию, откладывая постановку навыка описания той системы, с которой мы работаем.

Выполнение нескольких ролей, например, последовательно, конечно возможна. Описывая проект, мы начинаем с роли предпринимателя, продолжаем как инженеры и как менеджеры , оставаясь при этом партнерами. Но в данном случае роль ученика мешает, обеспечивает сумятицу в мыслях, сбивает рабочий настрой и смешивает задачи.

   Как я вижу решение: описание ролевого интереса партнера, описание ролевого интереса ученика. Я добавлю ещё примерное описание своих эмоций в первом и втором случае, чтобы осознать последствия смешения ролей с точки зрения воздействия на психику, так как вижу, как это мешает мне, когда приходит время предлагать свой вариант описания продукта.

1 лайк

Яна, спасибо за пост! Очень понравилась мысль про то, как роль ученика мешает роли партнера.

Яна, спасибо за пост!
очень точно подмечено, что помимо сумятицы в голове появляется еще и путаница в эмоциях.

Сама оказалась в такой ситуации пару лет назад и до сих пор доучиваюсь у тех людей, с которыми делаю рабочие проекты.

Невозможность свободно говорить на языке проекта (в том числе страх собственной некомпетентности) действительно мешает полноценному сотрудничеству.

И вот интересно было бы узнать у более опытных коллег - есть ли какие-то практики для того, чтобы:

во-первых, обозначить такую проблему в коммуникации (ведь это влияет и на противоположную сторону тоже - очевидно недостаток моей беглости влияет на качество рабочего продукта);

во-вторых: выявить язык, который будет понятен и на моей стороне и на стороне более компетентного коллеги;

в-третьих, прокачать и поднять уровень своих навыков (и как тогда выделять, какие именно навыки надо прокачивать в первую очередь, если сроки реализации рабочего проекта поджимают)?

Яна, спасибо за пост!
Отличный ход с попыткой выделить ролевые интересы.
Как это можно делать:

  • выписать все объекты внимания, которые вы упоминаете в ходе обсуждений,
  • определить, какие из них относятся к какой роли, интересом какой роли будет каждый объект
  • определить, какие у этих ролей могут быть вообще интересы (например, если вы обнаружили у себя интересы менеджера, то можно прочитать несколько книжек по менеджменту – там указаны типичные интересы по роли)
  • сопоставить, какие интересы по роли вы обсуждаете, а какие остаются в тени.
Дальше еще можно определить свою квалификацию в роли, как ее поднять (если нужно играть роль) или как передать эту роль кому-то еще. Но суть в том, что вы по произносимым словам выделяете объекты внимания, определяете, интересами какой роли они являются, дальше смотрите, какие у этой роли вообще могут быть интересы.

Классный пример с конфликтующей ролью партнера и ученика - спасибо большое! Помогло:)