МУЛЬТИСТИЛЬ: ИНФОСТИЛЬ, МЫСЛЕСТИЛЬ, БЕЛЛЕТРИСТИКА И ИСТОРИИ ПРОТИВ ЭССЕ

Мыслестиль

Какие есть альтернативы информационному стилю с его «расскажи историю"? Alan Kay в тексте про мощные идеи[1] пишет, что надо отличать мышление и коммуникацию байками-повествованиями от эссе с серьёзной аргументацией без привязки к историям:

  • Царь Соломон считался самым мудрым человеком, который когда-либо жил, и поясняется, почему: он знал более 3000 пословиц! А пословицы работают следующим образом: если вы возвращаетесь домой из поездки, и ваша семья рада вас видеть, тогда «Разлука заставляет их сердца любить сильнее». Но если вы вернетесь из путешествия, а они не очень-то вам рады, тогда причина этому… что? Правильно: «С глаз долой, из сердца вон». Каждая пословица существует для придания конкретной ситуации определенного смысла, и каждая из них приходит на ум от случая к случаю. Если пословица, которую вы сегодня используете (или игра, или фильм, который вы сегодня смотрите), противоречит той, что была на прошлой неделе, то это не имеет значения, потому что пословицы и рассказы оцениваются, в основном, на основании того, насколько они хорошо подходят в текущий момент времени, а не как они соотносятся с другими пословицами и рассказами в целом.

  • Такой способ мышления и придания смысла своей жизни и обществу, с точки зрения историй и повествований, является универсальным во всех культурах, а также служит основой для «настройки соединения» с другими людьми.

  • ...Мышление на основе историй победило. Клод Леви-Стросс и Сеймур Пейперт назвали это инкрементным изолированным «естественным» обучением через процесс создания «любительских поделок», что означает сделать что-то, «повозившись с техникой». Это одна из причин, по которой инженерное дело начало свой путь за тысячи лет до науки; некоторые конструкции могут быть реализованы постепенно, путем проб и ошибок, не требуя каких-либо подробных объяснений, как все это работает.

  • Однако, если мы оглянемся на последние 400 лет, и задумаемся о том, какие идеи стали причиной самых значительных изменений в человеческом обществе, и какие вывели нас в современную эпоху демократии, науки, техники и здравоохранения, то мы будем немного шокированы, когда осознаем, что ни одна из них не представлена в виде истории! В трактате Ньютона о законах движения, силе тяжести и поведении планет задается последовательность аргументов, имитирующих книги Евклида по геометрии. С тех пор все научные статьи также представляются в форме доказательств, а не историй.

Дальше Алан Кей говорит, что не нужно отказываться от историй, они хороши для развлечений и театра. Но по итогам исследований 5% взрослых американцев, менее 7% жителей Великобритании (в России можно ожидать того же самого) научились мыслить в свободных формах (эссе) о причинно-следственных отношениях без привязки последовательности рассуждения к историям. Из 150 самых продаваемых книг в США ни одной книги не было в формате серьёзного эссе с аргументированными доказательствами какой-то связной теории. Это означает, что развивать цивилизацию и задумываться о длинных, а не единичных цепочках причин и следствий будут те самые 5-7 процентов населения, и не больше.

Изложение инфостиля явно ориентировано на изложение понятными байками. Назовём стиль, ориентированный на сжатое и понятное донесение свободных рассуждений, стиль эссе — мыслестилем.

Алан Кей считает, что дело тут в низкой культуре образования, прежде всего в культуре самих учителей, в том, что учителя считают нормальным. Если учителя будут владеть каким-то мышлением или стилем письма, то и ученики будут. Если нет — то и ученики нет. Если учителя не владеют инфостилем, то и ученики не будут. Не владеют мыслестилем — и ученики не будут.

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».