Как ролевое мастерство помогает достижению состояния потока?

Снова поделюсь мыслями, которые возникают у меня при чтении учебника Системное саморазвитие.
Мысль (из учебника): “Как ролевое мастерство помогает достижению потока? Сгруппируем необходимые условия, о которых пишет Михайи Чиксентмихайи, для вхождения в поток:


1) Четкое определение цели, Контроль над процессом, Осознание гармонии между сложностью задания и собственными возможностями;
2) Умение длительно концентрироваться, Потеря осознанности самого себя, Ощущение более быстрого/медленного течения времени, Отсутствие телесных потребностей, Полная самоотдача процессу;
3) Получение информации о прогрессе, Понимание того, что процесс приносит пользу”.Особенно отзывается первый и третий пункт.

Первый - про определение цели:
Если понятно про цель (куда идем), проще отслеживать прогресс и понимать, что делаешь (к этому добавляется пошаговая постановка задачи, которая помогает сократить количество “телодвижений” (применяемых практик)).
А это как раз вроде как и есть контроль над процессом: устойчивая связь между собственным действием и получаемым результатом. Если этой устойчивой связи нет (результат не повторяется), значит, мои действия не связаны с результатом, на его появление действуют какие-то другие факторы и надо разбираться, какие именно - менять набор практик.


Гармония между сложностью задания и собственными возможностями - как раз и заключается в том, чтобы уметь заметить соответствие или несоответствие моих действий получаемому результату. (Ударяю по шару - он катится, но не закатывается в лузу. Ударяю сильнее - все равно не закатывается. А по тому ли шару ударяю?)
Если мои действия не приносят (или вообще не влияют на) результат, то гармония будет заключаться в моей способности подобрать те действия (согласно своим возможностям), которые принесут нужный результат. (Лучше целиться? Потренироваться в силе удара?) Или упростить задачу до своих возможностей. (Научиться попадать белым шаром по цветному с разных ракурсов, чтобы траектория была предсказуема).

Третий пункт - про информацию о прогрессе и про пользу от процесса.
Вот это прям супер важная история - способность отслеживать прогресс в том деле, на который тратишь время.
Прогресс - это движение к поставленной цели (про которую было в первом пункте).


Причем это не просто “вот, сделала 5 ударов кием по шару или потусила час около бильярдного стола”, а именно осознанное направление внимания, прежде всего, на то, по каким параметрам я буду отслеживать прогресс: количество забитых шаров, количество выигранных партий или количество одобряющих взглядов тренера или … что для меня самой важно в этом процессе? Какого результата ожидаю от инвестированного времени?
(В этом месте часто случаются трудности, особенно когда “все идет по накатанному” или “ну я ж просто отдыхаю” - многие жалуются, что не понимают, на что потратили время и почему-то не очень отдохнули).

И если отвлекаться от игр и личных историй, то в системно-инженерном подходе будет важно, что каждая роль будет иметь свои предпочтения в каждом интересе (играть партию хотят обе стороны, но цели игры у каждой свои). При этом в общем проекте все роли договариваются о совместных действиях и о том, как будут оценивать прогресс (таки по количеству забитых шаров или по количеству удовольствия от игры и фану от компании?).


А еще важным тут будет то, что у человека в роли могут быть свои интересы и предпочтения, которые закрываются в исполняемой роли, но могут отличаться от интересов самой роли. Например, у человека, играющего в бильярд, могут быть интересы приятно провести пару часов (или отвлечься от других забот, отдохнуть), но у игрока в бильярд (роль) будет интерес - играть партию (и выигрывать - это уже предпочтение в обозначенном интересе, если я правильно понимаю).

И весь этот букет предпочтений и интересов (ролевых и человеческих в ролях) формирует параметры, по которым мы можем сознательно отслеживать прогресс.

“Сегодня смогла забить 5 шаров, выиграть партию и научиться резать!”

ИЛИ

“Сегодня общение не заладилось и настроения играть не сложилось!” (Если цель игры - закрыть потребность в отдыхе и переключении внимания).


В проекте саморазвития (в личном стратегировании) если сознательно выделять параметры, по которым будем оценивать прогресс еще на стадии постановки привычки (скорее всего, при переходе от второй стадии “могу” к третьей стадии “хочу”, если пользоваться моделью из 2 главы учебника), то прогресс будет более очевидным (будет получаться эффект самоподдерживающегося прогресса) и удовольствия от процесса будет больше. ИМХО))

1 лайк

Елена, замечательный пост, спасибо большое! С удовольствием прочитала)

Можно только уточнить, что в случае, если интерес “отдых”, то роль можно назвать “отдыхающий”) так что мб там у человека в ходе одной деятельности комбинация ролей, или даже по деятельности он играет одну роль (“игрок в бильярд”), но думает в первую очередь об отдых и общении, те фокус на других интересах/объектах внимания.

1 лайк

Да, именно об этом и речь, что мы часто думаем, что играем одну роль, но думаем о другой. Или в одной деятельности совмещаем сразу несколько ролей (мозг один, а ролей много). И это как раз может стать основанием для переноса одной практики (из одной роли) в другую, или наоборот - для разграничения практик, чтобы не путать роли.

1 лайк