Сострадание и лидерство

В классическом лидерстве считается, что лидер ведёт за собой. В системном лидерстве каждый член команды должен быть лидером. Поэтому классическое «повести за собой» человека, команду, общество трансформируется в то, что необходимо всем вместе создать успешную систему. Все в команде должны стать системными лидерами, а каждому системному лидеру необходимо научиться проходить несколько этапов.

Во-первых, необходимо знать или видеть неудовлетворенности людей, то есть уметь сострадать. Главные потребности человека общеизвестны: безопасность (деньги), власть (признание), социализация (общение), духовно-эстетические (саморазвитие). Неэтичный лидер часто старается использовать животные потребности (свой-чужой). Этичный лидер обладает состраданием, которое позволяет понять и разобраться в неудовлетворённостях конкретного человека или целевой аудитории (группы).

Во-вторых, требуется уметь успокаивать сознание человека или группы. Обычно человек находится в тревоге и беспокойстве, его сознание большую часть времени находится в хаосе. Человеку часто не нравится действительность, он не может ее объяснить себе. Лидер умеет словами и своими действиями[1] вселить в людей спокойствие и уверенность в своих силах. Лидер буквально объясняет действительность, показывает выход и помогает человеку взять себя в руки или проявить мастерство собранности. Лидер, понимая неудовлетворенности человека, подготавливает исполнителя к исполнению роли.

В-третьих, лидер помогает человеку встать в определенную роль и с удовольствием ее исполнить. В максимальном варианте – лидер помогает получить потоковые или радостные переживания, и тем самым человек устраняет свои неудовлетворенности. На этом этапе человек доверяет лидеру и воспринимает транслируемые ему картины мира. Этичный лидер оперирует научными картинами мира и руководствуется моралью, но главное, что он реализует не классическое лидерство[2], а системное лидерство.

В системном лидерстве все члены команды являются лидерами. Каждый член команды в определённых случаях помогает другому пройти все три этапа (или какой-то отдельный этап). Первый лидер инициирует постановку практики системного лидерства в команде, осуществляет практику пропитки (просвещает). Однако, без участия каждого человека системной команды не получается. Корпоративная культура призвана создавать лидеров. Для этого необходимо, чтобы все члены команды обладали системным мышлением и обладали кругозором в системном менеджменте[3]. Поскольку необходимо понимать, как устроено предприятие: архитектура предприятия, проектные роли, прикладные практики, распределение полномочий и т.п.

Приведем несколько примеров лидерства в жизни. Лидером человек должен быть по отношению к себе, поскольку часто приходится ставить себя в определенные роли. Вся семья, включая дочь и дедушку, осуществляет практику лидерства по отношению к сыну, который не хочет встать в роль ученика. Когда пассажиры неодобрительно смотрят на безбилетника в трамвае – это тоже проявление лидерства. Потому, что пассажиры знают про роль пассажира, а тут кто-то играет не по роли. Аналогично системное лидерство должно стать главной практикой в развитом обществе, где каждый знает этические законы, понимает свои роли, видит потребности другого и является лидером.


Понятия: сострадание, системное лидерство.

  • [1]  Под этим подразумевают харизму.
  • [2]  Общеизвестное лидерство подразумевает одного лидера, который ведет за собой остальных.
  • [3]  О том как ставится практика системного лидерства рассказывается на кругозорном курсе «Системный менеджмент».

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»