Сострадание и системное мышление

Почему важно говорить о сострадании в контексте системного мышления? Обычно обыватель связывает тему сострадания с вопросами благотворительности, религии или философии, но никак ни с бизнес-вопросами. Считается, что людей дела заботят преимущественно финансово-экономические вопросы. Однако тема сострадания неразрывно связана с созданием успешных систем.

Меняющий мир деятель создает успешные системы. Успех системы зависит от количества людей, чьи интересы были удовлетворены. Деятель с помощью чувств и сострадания определяет необходимые системы, уместные роли и приемлемые методы. Деятель не просто сочувствует и не столько занимается индивидуальным волонтерством, а сколько старается устранить страдания людей за счет создания успешных систем. Конечно, "хлеб, зрелище и удовольствие" собирает максимальное число желающих, но более общая теоретическая база для рассмотрения неудовлетворенностей связана со состраданиями человека.

Практически все религии говорят о сострадании. Причем не только религии, но и светские теории (идеологии) такие как гуманизм хотят сделать жизнь людей намного лучше. Все идеологии направлены на то, чтобы люди меньше страдали и были счастливы. Либерализм, социализм, или эволюционный гуманизм (или нацизм) – руководствуются идеями гуманизма[1]. Просто каждая из религий и каждая идеология подразумевают свои средства и свои представления о том, каким людям нужно облегчить страдания и за счет кого сделать жизнь лучше. Мы не будем обсуждать отличия разных теорий сострадания, а только констатируем, что сострадание является распространенной концепцией, и ее можно взять в качестве смысла бесконечного развития.

Страдания будем использовать как синоним неудовлетворенностям, а сострадание – это способность видеть и чувствовать страдания (неудовлетворенности) других людей. Наши переживания о том, что происходит в реальности формирует личный опыт, поэтому, когда реализуем практики жизнедеятельности на всех стадиях жизни[2], у нас накапливается какой-то личный опыт. Мы смотрим как другие люди переживают, и вот это внимание к состраданию позволяет нам иметь смысл жизни. Через бесконечное развитие деятель старается уменьшить и свои страдания, и страдания ближних, страдания своих коллег, друзей и неопределенного количества лиц за счет создания успешных систем. Бесконечное развитие деятеля имеет смысл в свете сострадания: деятелю не страшна скука, потому что на свете всегда будет много страданий (неудовлетворенностей) и соответственно будет куда приложить свое жизненное мастерство.

Взгляд на неудовлетворенности через страдания показывает, что нельзя учитывать только текущие неудовлетворенности, а необходимо смотреть на совокупные страдания за всю жизнь человека и страдания других людей. Это помогает отбраковывать некоторые сиюминутные неудовлетворенности или потакание биологическим рефлексам. Стоит ли тратить время на реализацию личных прихотей или инвестировать время в создание успешных систем, которые будут устранять страдания людей? Стоит ли строить дворец для личного пользования, или создавать электрический робомобиль, который изменит жизнь общества, или искать возможность для качественного продления жизни людей?

Сострадание – это хороший фильтр для отбора неудовлетворенностей (страданий), которые будет устранять система, созданная деятелем. При этом не нужно сразу начинать с амбициозных проектов. Научитесь сначала устранять личные неудовлетворенности, потом членов семьи, потом своего коллектива и т.п. По мере роста жизненного мастерства будут расти масштаб проектов и сложность систем, которые будут устранять страдания все большего числа людей.

Развитие сострадания помогает чувствовать общественные настроения, меняющиеся потребности и интересы людей. Успешные люди, которые нацелены на бесконечное развитие, используют сострадание, потому что тогда появляется осмысленность жизни и новые рубежи для покорения. При этом уверенному в себе человеку особенно нужно сострадание, поскольку часто чувствительность его подводит[3].

Таким образом, сострадание помогает работать со своими неудовлетворенностями и неудовлетворенности многочисленных других людей.

  • [1]  А также сравнительно новое явление - трансгуманизм, который нацелен на то, чтобы победить с помощью технологий смерть и старение. Бессмертие является благом для человека – это утверждает трансгуманизм.
  • [2]  Потребляем информацию, размышляем, принимаем решения – так или иначе мы переживаем, сами переживаем эти ситуации и замечаем то, что можно изменить к лучшему.
  • [3]  Уверенность – важная черта деятеля, но она не должна перерастать в самоуверенность. Неуверенный человек чаще более чувствителен к окружающему миру, чем слишком уверенный. Поэтому деятель не должен забывать о сострадании.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»