К этому моменту мы уже поговорили про роли, которые мы выполняем в разных проектах, и выяснили, что на себя можно смотреть как на совокупность ролей, которые мы играем в разный момент времени во взаимодействии с другими людьми и с миром.
И в таком ключе разделение жизнедеятельности любого человека на несколько стадий и применение к каждой из них сознательных стратегий для меня - просто бомба и суперкласс!
Стадии такие: Потребление информации, Размышления, Личное стратегирование, Планирование работ, Реализация, Досуг.
Сейчас расскажу про потребление информации, про остальное - пока лежит в черновиках.
Когда в моей голове начала включаться машинка по перещелкиванию ролей в разных проектах (спасибо мастеру, который как-то сказал “Я бы на твоем месте разделял роль препода и роль орга. Для начала в своей голове!”), я увидела, что весь поток входящей информации можно сразу сортировать под те проекты, в которых мне интересно участвовать.
Я называю эту сортировку подзадачным ПОТРЕБЛЕНИЕМ: всякая входящая информация (звуки, картинки, мысли, эмоции, впечатления и тд и тп) может помогать мне решать мои потребности и неудовлетворенности.
Для этого, прежде всего, стоит определить, какие именно потребности закрываются тем или иным входящим потоком информации. Например, чтение учебника по системному саморазвитию меня успокаивает и помогает прокачать собранность. А валяние на траве в парке - бесценный опыт беззаботного отдыха, который взрослые семейные, жутко активные люди почти не могут себе позволить, закрывает мою потребность чувствовать себя живой.
Дальше - определив задачу, которую мне хочется решить в настоящий момент (потребность в мягких прикосновениях или в понимании, в тишине или в углубленном понимании анатомии человеческого тела), я могу регулировать содержание и интенсивность входящего потока: вряд ли буду слушать громкую музыку, если хочется тишины, или идти на дискотеку, если нуждаюсь в разговоре по душам, или в скейт-парк, если хочется мягких прикосновений.
И вот этот простой фокус про “куда направлено твое внимание” помогает справиться с автоматизмами типа “позалипать в соцсетях”, “посмотреть телек” или “посмотреть какой попало фильм”.
Такой подход ко всей входящей информации позволил мне значительно сократить количество информационного шума вокруг меня и в голове: появился своего рода фильтр на входе в мозг))
Этот фильтр помогает мне не только меньше отвлекаться, но и лучше держать концентрацию, когда рядом шумят. А еще - видеть ценные возможности личностного роста в сильных эмоциях (раньше они просто сносили мою способность мыслить и очень пугали).
Дополнительным эффектом такого фильтра у меня стала привычка сразу подбирать задачу, которую можно решить с помощью той информации, которая оказалась доступна прямо сейчас.
Например, когда читаю про развитие двигательных качеств у спортсменов высшего класса, думаю, как полученные знания по теории адаптации можно применить к: а) своим тренировкам, б) внедрению привычек, в) обучению детей, г) улучшению навыков инструктора в работе с клиентами.
А когда смотрю фильм - вижу культурный код (способы и стратегии взаимодействия людей), который может быть интересен в одной из моих ролей (например, взаимодействие матери и школьного психолога своего ребенка).
Качественное потребление информации порождает стадию РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Это процесс увязывания нового опыта с предыдущим, пересмотр уже устоявшихся связей с учетом новой информации, уточнение картины мира.
Без этой стадии весь поток информации, который попадает в мозг, оставался бы просто грудой кусочков пазла (причем из разных наборов).
Размышления можно вести в виде письменных заметок (коротких), можно в виде письменных более объемных рассуждений, можно пользоваться мышлением проговариванием (для этого нужна подходящая компания: живая или аудитория видеоблога).
В целом выделение стадий может быть хорошим началом, чтобы заметить, сколько времени и сил мы тратим на те действия, которые делаем по привычке, а что из этого действительно отвечает нашим желаниям вдлинную.