Как и где учат этике?

Рассматривая применение этики в современных условиях, мы подчеркивали, что глобализация повлияла на то, что в современных системах сталкиваются многочисленные интересы и не всегда сразу можно спрогнозировать всех заинтересованных лиц. Развитие искусственного интеллекта свидетельствует о том, что этический выбор переходит от человека к машине, а роботы в отличие от людей будут беспрекословно исполнять зашитые в них этические алгоритмы. Все это показывает, что этика из неосознанной для проектных команд субстанций становится заметной дисциплиной, в которой необходимо разбираться. Без этики деятель не сможет создавать успешные системы, ведь успех зависит от интересов других людей.

Деятель не обязан становиться философом, но общий современный кругозор по этике он должен иметь. Причем нельзя смешивать знание истории этики и саму дисциплину этики. Обычно на философских курсах делается перекос в сторону первого, и практически не учат современной трансдисциплине этики. В Школе системного менеджмента планируется сделать современный курс по этике, в котором будут разбираться не столько исторические кейсы, а сколько современное видение о роли морали в 21 веке.

Массово этику постигают в школе, в семье, в культурном социуме. Однако, практически нигде в светских институтах нет явного и массового обучения дисциплине этике. В школе дети поголовно узнают не относящиеся к реальности: мораль детского сообщества, например, как выглядеть крутым или что главное в жизни по мнению неформальной молодежной культуры; картины мира прошлого из художественной литературы. Если повезло с родителями, то этическим нормам можно научиться на примерах главных детских авторитетов (родители). Однако, если родители не совсем успешны, то начиная с подросткового возраста авторитет родителей падает, а растет авторитет сверстников.

Можно сказать, что массово и явно обучают этики религиозные конфессии. Каждая конфессия впрямую учила религиозной этике как дисциплине, однако есть вопросы к самому религиозному учению и методам обучения. Содержание религиозной этики помогло развитию человечества до научной революции, но сегодня религиозные картины мира имеют плохую предсказательную вероятность и помогают лишь определенным людям справляться со своими психологическими проблемами[1]. Но главная проблема состоит в том, что религия претендовала на универсальность в этическом выборе, тогда как каждый человек должен самостоятельно делать этический выбор и нести за это ответственность.

Еще один пример обучения этической дисциплине касается консьюмеризма, который также имеет свои понятия и принципы. Капиталистическо-консьюмеристская этика удобна многим заинтересованным группам. Данная этика также универсальна, но в отличие от религиозной этики консьюмеризм достиг большего прогресса, причем "обучение"[2]. происходит исподволь или неосознанно в отличие от религии. Средства массовой информации, соцсети и культурная среда сделали свое дело: в настоящее время большая часть людей «проповедуют» консьюмеризм или являются его последователями.

Таким образом, можно сказать, что современный человек изучает этику неосознанно методом проб и ошибок, но при этом не изучает этику как дисциплину, за исключением религиозных конфессий. Семья может сформировать личный подход к этическому выбору, но не учит этике как дисциплине. Из религии и культуры человек постигает универсальный подход и ненаучные картины мира. Школа не учит этике как дисциплине, и только в специализированном вузе можно изучать современную этику[3]. Критический взгляд на современный подход к содержанию и к методам обучения этике показывает то, что деятелю придется научится делать свой личный этический выбор, чтобы жить своей жизнью и принимать успешные решения.

  • [1]  Мы же предлагаем для этого развивать мастерство собранности.
  • [2]  Консьюмеризм также "преподают", а вернее промывают мозги, закладывая соответствующие принципы и модели поведения. Пришлось изрядно поработать, призвав на помощь психологию, чтобы убедить людей, что потакать себе во всем – правильно, а бережливость – насилие над личностью. Можно еще вспомнить антиутопию Олдоса Хаксли "Дивный новый мир", в которой вводятся такие модели поведения: "Чем старое носить, лучше новое купить", "Прорехи зашивать — беднеть и горевать".
  • [3]  Хотя даже в вузе преподают историю этики или этику прошлого, а современную этику, включая этику технологий, обходят стороной.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»