Личные неудовлетворенности и неудовлетворенности других людей

Связью этики и морали с личными неудовлетворенностями исторически занимались религии. Религии пытаются обуздать животное начало человека, помочь человеку справляться с хаосом в сознании и со своими неудовлетворенностями не за счет других. Можно сказать, что религии задолго до философов занимались этическими вопросами. Рассматривая священные писания по форме, можно сказать, что они прародители трансдисциплины этика. В религиозных практиках задаются понятия, модели мира и принципы поведения, которым осознанно обучают.

Религии сыграли важную роль в становлении человечества, особенно до периода научной революции. В религиях определяется свод моральных норм: что хорошо и что плохо. Религии помогали душевному спокойствию, придавали уверенность в жизни. Соблюдение религиозных традиций, по факту, является одной из практик мастерства собранности для отдельного человека. С точки зрения общества религиозное мировоззрение позволяло организовывать массы и направлять человеческую энергию в определенное русло. Хотя не всегда поборники религии вели себя в соответствии со своими моральными нормами[1].

Философы оформили этику как предмет, как философскую дисциплину. Первоначально смыслом слова "этос" было совместное проживание, которое порождало определенные правила и нормы. Целью данных правил было сплочение общества, преодоление индивидуализма и агрессивности. По сути, этика позволяет перевести внимание от собственных неудовлетворенностей на учет интересов других людей.

Учет интересов других людей буквально означает внимательное рассмотрение проблем и неудовлетворенностей заинтересованных лиц, а также принятие решение, за которое человек готов нести ответственность. Каждым своим действием или исполнением роли человек снимает собственную неудовлетворенность. Но при совершении действия человек должен учитывать интересы других и понимать, что он "ставит свою шкуру на кон". Речь идет не только о личных решениях, но и о бизнес-решениях в процессе создания успешных систем.

Этика и мораль предохраняют бесконечно развивающегося деятеля. Во-первых, это забота о том, чтобы в будущем было меньше причин для негативных чувств, связанных с тем, что другие люди будут выдвигать претензии и неудовольствия по результатам принятого вами решения. Речь идет не только о душевном спокойствии и собранности, но и о времени, которые придется потратить на улаживание проблем. Во-вторых, осознанно "ставя шкуру на кон" человек просчитывает возможные риски, и тем самым снижает риск фатальной ошибки, которая может поставить крест на бесконечном развитии.

Таким образом, этика неразрывно связана с неудовлетворенностями человека и неудовлетворенностями других людей. Поэтому удовлетворение своих потребностей обязательно должно быть этичным. Этика предохраняет от разрушающих порывов наших эмоций и чувств, чтобы деятель смог направить свое внимание и время на создание успешных систем.

  • [1]  Инакомыслящий не может рассчитывать на наши моральные принципы.

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление»