Интеллект без этики – продуктивное зло

Сильный интеллект способен создавать сложные системы и постоянно саморазвиваться. Наличие мастерства решения сложных задач и саморазвитие без понимания этических вопросов приводит к созданию эффективно-продуктивных, но вредных для людей, технологий и систем. При этом профессионал может вполне получать радостные потоковые переживания от работы и, в целом, быть счастливым. Однако, вряд ли можно говорить, что это счастье долгосрочно.

В самом худшем варианте неограниченный этикой разум может с любовью создавать «успешные» машины смерти. Вот пример, в котором богослов Шарль Оте описывает газовые камеры Бухенвальда[1]: «Для быстрого истребления требовались особые индустриальные методы. И газовые камеры всесторонне удовлетворяли этим требованиям. Некоторые камеры были сделаны с выдумкой и имели пилоны из водонепроницаемого материала, в котором образовывался газ, затем проходивший сквозь оболочку. Другие камеры были попроще, но все они выглядели богато. Видно было, что архитекторы долго их проектировали и тщательно строили, воплощая свои художественные способности. Это была единственная часть лагеря, сооруженная с любовью».

Неэтичные мастера востребованы в любые времена, потому что всегда найдутся заказчики, а прикладное мастерство не связано с этикой и моралью. Сегодняшние мастера необязательно строят прямые орудия убийств, но они все также помогают диктатору удерживать власть, создавая еще более изощренные и более сложные машины. Результат их высшего мастерства – время жизни людей и их страдания[2]. Время, которое жители целых стран, могли бы инвестировать с пользой для себя и общества. Однако, созданные интеллектуалами без этики "успешные" системы удовлетворяют только интересам диктатора и его окружения.

Получение потоковых переживаний, к которому стремится деятель, не является чем-то хорошим в абсолюте. С точки зрения человека его переживания важны, и он стремится к получению радости. Но этика, привлекая внимание человека к интересам других, показывает, насколько это его состояние может быть вредно для окружающих. Строящий концлагерь инженер или известный экономист на службе у диктатора переживают особенные чувства при создании производительных и лучших в мире систем. Но как показывает опыт, такое состояние длится не долго, либо жизнь таких людей проходит в постоянно нервной обстановке. В современном мире сложно скрывать преступления, невозможно полностью отгородиться от мнения других людей. Социальная среда дотягивается до каждого, и современный неэтичный мастер не может быть огорожен диктаторской пропагандой. Поэтому так или иначе сложно жить только в своем профессиональном мире, не замечая страдания других людей.

Этика и мораль не могут быть универсальными в применении. Хотя общества вырабатывают общие правила поведения, но тем не менее каждый конкретный случай уникальный. Контекст ситуации может определить только участник, и соответственно только он может применять ту или иную этику и делать определенный моральный выбор. За этот выбор только ему придется нести ответственность, только участник ситуации "ставит свою шкуру на кон".

Универсальность поведения всех людей – мечта создателей идеальных обществ, религиозных проповедников и диктаторов. И желающие достижения идеалов, и явные дикторы хотят осчастливить людей, устранить страдания и неудовлетворенности. Однако, такие «идеальные общества счастливых людей», скорее являются утопиями или антиутопиями[3]. Человек остается человеком пока может осознавать то, что влияет на его выбор и то, что за свой выбор он несет ответственность (не божье проведение, ни молитвы, а загруженные картины мира определяют решения и действия человека).

Примеры истории показывают, что интеллект без этики – это продуктивное зло, а общая для всех этика – это утопия. Этика должна быть личной. Жизнь человека без внимания к этике вряд ли можно назвать интересной, счастливой и успешной, а саморазвитие и бесконечное развитие человека не может быть неэтичным.

Еще один важный пример, когда важно мыслить категорией этики, касается влияния социальной среды. Этика важна не только когда мы принимаем решения, но и когда мы сами являемся объектом какого-то поведения со стороны других людей, корпораций, государства, политиков, учителей и т.д.

В первых главах говорилось про свободу воли и про то, что социальная среда закладывает в человека определенные картины мира и даже шаблоны поведения. Можно называть это нелицеприятным, но хорошо отрезвляющим термином – "промывание мозгов". По сути, промывание мозгов – это закладка каких-то картин мира или изменение существующих картин мира. И данные действия происходят постоянно[4].

От промывания мозгов никуда не деться, если живете в социальной среде. Так или иначе будете взаимодействовать с миром, а значит будете получать информацию или определенные картины мира. Однако, важно понимать сам такой факт влияния социальной среды на мозг, а также замечать неэтичное поведение поставщиков контента. Довольно часто такое промывание мозгов происходит в виде красиво аргументированного рассказа или преподнесения в удобном и понятном виде информации, которую сразу легко применить на практике. В таком случае необходимо не расслабляться, напрягать внимание, чтобы разобраться в сути и не попасть под манипуляции.

Обучение хоть и можно отнести к промывке мозгов, но оно имеет принципиальные различия с манипуляцией. Манипуляция всегда скрыта для человека, а для обучения требуется сознательное решение человека. Обучение требует напряжений и контринтуитивного взгляда, а промывание мозгов происходит в комфортном или не напряжённом режиме. Обучение строится на просвещении и закладке научных картин мира, а манипуляции апеллируют к текущим мировоззрениям и стараются сузить рассмотрение, в том числе показывая преимущественно черно-белую картинку или обещая удовольствия «почти даром»[5].

В отличии от промывания мозгов в обучении человек осознанно встает в роль ученика. Необходимо осознавать какую картину мира вы собираетесь изучать и насколько этично поведение преподавателя, то есть насколько он разделяет то, что проповедует. При этом всегда необходимо понимать, что существует большое числе поставщиков информации, которые могут в простой и понятной форме доносить свои картины мира и чье поведение по отношению к вам совершенно неэтично. При манипуляции в человека закладывают определенные паттерны поведения, буквально промывают мозги. И уберечься от этого достаточно сложно, если превентивно не ограничивать себя.

  • [1]  https://history.wikireading.ru/94245
  • [2]  Хотя дикторы до сих пор убивают своих политических противников, но инженеры «эффективных систем» в большей степени наносят ущерб тем, что крадут время большего числа людей.
  • [3]  В 20 веке написано несколько блестящих романов - "О дивный чудный мир" Олдоса Хаксли, "1984" Джорджа Оруэлла, «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Заводной апельсин» Энтони Берджесса
  • [4]  Даже сейчас, читая данные строки, происходит промывание мозгов.
  • [5]  Притча о философе и торговце. Торговец говорил философу, что он долго рассказывает свои этические учения, но учеников немного и они не благодарны. И кроме того, если торговец только позовет, то все ученики прибегут к нему на пир, и будут восхвалять торговца. На что философ ответил согласием, указав, что скорей всего так и будет, и прибегут необученные или плохо обученные, потому что торговец дает понятные посылы и тянет людей вниз. А это легко, в отличие от сложной работы философа поднять людей вверх.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»