Выявление ощущений и называние эмоций


  На этой неделе новостью было проговаривание, называние своих эмоций и ощущений (а так же отделение одного от другого) в рамках работы с развитием мастерства собранности.

   Первым шагом стало размышление письмом на предмет определения неудовлетворенностей, сначала на более высоком уровне (какие есть потребности в жизни) , а затем на уровнях ниже ( потребности в выбранной профессии, отношениях и т.д.) . 

   Следующий шаг - распределение ролей. В этом месте удалось разобраться, где обычно случается проседание и роль выполнена неверно, вернее, определена неверно ( пример : в том месте, где есть задача повысить своё танцевальное исполнительское мастерство, во время практики пробивается попытка исполнить роль педагога- методолога, что является отвлечением и негативно сказывается на результатах в виде танцевальной движенченской базы). 

   Далее следует подбор практики. И вот тут начинаю определять - какие практики мне необходимы для выполнения ролей? Сразу удалось понять, что в моем случае для выполнения каждой выбранной роли есть смысл провести эмоциональный учёт и эмоциональную «чистку» ( при этом цели вовсе избавиться от эмоций нет, есть цель научиться ими управлять)

   Здесь хочу заметить, что в тексте учебника мне постоянно бросается в глаза понятие «контроль» и вызывает ощущение спорности этого определения для такого тонкого процесса как работа с эмоциями. Мне казалось, что с одной стороны Контроль - это жесткий присмотр за границами, при этом застревание во внутреннем или внешнем контексте ( потому что в первом случае необходимо контролировать то, что происходит внутри, а во втором то, что происходит снаружи. То есть оказываешься или только внутри, или только снаружи). То есть если я контролирую, то устанавливаю границы и слежу за тем, чтобы происходящее не выходило за них, а в этом месте рождается большое напряжение и выскакивает неудовлетворенность, если границы не соблюдены. И таким образом выходит , что внимание направлено больше на соблюдение этих границ, чем на сам процесс. Но! Я заглянула в определение слова Контроль и выяснила, что Википедия даёт такое - «одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе НАБЛЮДЕНИЯ за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений». 

  И вот - несмотря на то, что до сих пор слово Контроль вызывает у меня смутное ощущения жестких и нежелательных для меня ограничений, я уже понимаю, что хотела бы научиться Наблюдать за «поведением» своих эмоций в момент выполнения роли и практики, как-то Измерять то, что получается в процессе психопрактики, Соотносить с желаемым результатом. А главное - адаптировать свои эмоциональные процессы под процесс моей прикладной практики, например.

 Подобрала психопрактику для выявления ощущения, выполнила пару дней подряд, подобрала название своего ощущения (уровень жизненного внимания), проанализировала, какая эмоция возникает в ситуациях, провоцирующих это ощущение ( уровень моментального внимания), сейчас нахожусь на этапе, когда удаётся эмоцию наблюдать в моменте ( прежде всего на уровне телесных ощущений) и пока только признавать ее наличие. И наблюдать связь ощущения и этой возникающей эмоции.  

   Стало очевидным, что понадобится : психопрактика для выявления, выведения из фона во внимание ощущения, ещё психопрактика, чтобы справиться с эмоцией в моменте ( пока остаётся неясным, что значит «справиться», а другого понятия пока не подобрала, пытаюсь примерить Контроль), практика наблюдения за происходящим и одновременно изменение текущей эмоции на другую (??)

   В любом случае удалось организовать время , пространство, и использовать ресурс внимания, чтобы поработать с тем, что мешает мне двигаться в нужном направлении человека-деятеля. Кроме того, возникла необходимость эмоционального дневника. Он заведён, установлено приложение, заполнять интересно, проявляется что-то новое.

Яна, спасибо за пост!
Как обсудили на тренинге, слово “контроль” используется исключительно как синоним к слову “управление” (чтобы не писать “управление” через каждые пару строчек).
Вообще, мне лично больше нравится английское слово management – точнее всего в данном слове (там микс и управления, и контроля).

Надеюсь, практики помогут)