Мораль и этика

Человек общественное существо. Как говорилось в главе 1, один человек в природе уступает многим животным. Силы не в человеке, а в сообществе людей. Именно умение собираться в большие группы позволило человечеству сделать большой прорыв. Сплочению человечества способствовало абстрактное мышление. Идеи[1] сплачивали группы людей и аккумулировали энергию больших масс на великие и также ужасные дела. Идеи испокон веков задаются религиями и культами, развиваются в идеологиях, продвигаются общественными институтами[2] и коммерческими компаниями[3].

Для сплочения больших групп необходима идея, но одной идеи недостаточно, люди должны эффективно взаимодействовать между собой на протяжении целых поколений. Поэтому нужны определенные правила (право) и даже законы, о которых все сразу вспоминают. Однако, задолго до законов появились общепринятые традиции и нормы поведения. Цицерону приписывается введение термина "мораль", которым начали обозначать принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль изучает отдельная философская дисциплина – этика. Исходя из этики и морали общества создают собственные законы. Сами по себе законы могут соответствовать общечеловеческой морали, но и могут ей противоречить[4].

По современным технологиям и продуктам можем наблюдать достижения цивилизации, но этическое развитие человечества демонстрируется поведением людей и культурой человеческих отношений. Несмотря на глобальные проблемы можно сказать, что человечеству пока удается преодолевать разногласия и вырабатывать нравственные основы (мораль) общественного проживания. Хотя это не является аргументом от наступления будущих рукотворных катаклизмов. Тем не менее, текущее состояние цивилизации демонстрирует, что мораль и этика справляются с решением следующих задач:

  • окультуривание человека, то есть сдерживать животное начало в человеке путем насаждения норм поведения;
  • организация общества или команд путем установление неписанных правил, то есть того, чего нет в законах или в священных писаниях.

Управление массами, группами или отдельными людьми посредством этики – наиболее эффективный инструмент для удержания власти, обогащения, создания успешных систем, поддержания общественного или семейного порядка. Мораль и этику используют политики, государственные и религиозные служащие, руководители компаний, представители СМИ и супруги.

Говоря про этику, необходимо сказать про области, где этика не применяется или применяется достаточно ограниченно. Во-первых, это касается естественной науки. Ученые не выносят этических суждений, а констатируют данность. Например, открытие ядерной реакции не имеет почвы для морали, а вот создание и применение ядерной бомбы – это уже этическая проблема. Поэтому в инженерии этика имеет намного большее значение, чем в науке. Во-вторых, вряд ли можно требовать этических решений в случаях принятия быстрых решений, тем более, когда речь идет о жизни или смерти. Как в таком случае будет вести себя человек определяется рефлексами и сформировавшимися автоматизмами (привычками). Поведение пожарного в критической ситуации будет отличаться от поведения среднестатистического человека. В этой главе мы не будем обсуждать данные случаи и не будем рассматривать этику с общественной точки зрения.

Сосредоточимся только на личном аспекте применения этики в рабочих и личных проектах. Главное утверждение данной главы состоит в том, что без этики невозможно системное мышление. Как говорилось в главах 7 и 8, системное мышление работает с многочисленными интересами, а успешная система – это система, в которой учтены интересы заинтересованных лиц. Но какие интересы учитывать, а какие не учитывать? На этот вопрос невозможно ответить без этики. А те, кто принимает важные решения без осознанного применения этики являются заложником будущих проблем. Принимая решения без учета этики, не видите интересы других людей[5], а они обязательно заявят о себе в будущем:

  • придется вносить корректировки, что потребует дополнительных затрат[6];
  • целевая система не будет успешной, вы рискуете проиграть конкуренцию;
  • нарушенные интересы могут привести к фатальной ошибке, которую будет невозможно исправить, и она кардинально повлияет на всю вашу дальнейшую жизнь;
  • постоянная недооценка чужих интересов – это регулярные отрицательные эмоции и даже невозможность понять их причину.

Этические решения принимаются каждым человеком (или командой) в конкретной ситуации. За каждое решение человек несет ответственность самостоятельно, "ставит свою шкуру на кон". Не существует какого-то одного правильного решения, каждое решение будет благом для одних и негативом для других. Системное решение считается этичным, поскольку в системном рассмотрении прямо требуется проводить учет разных интересов. И соответственно человек в проектной роли осознанно "ставит свою шкуру на кон", подписываясь под данным решением. Поэтому человек, который не несет ответственности не может рассматриваться как проектная роль[7].

Каждой проектной роли приходится балансировать между сиюминутным выигрышем и долгосрочным проигрышем (или наоборот), между личными интересами и интересами других, между своим животным началом и моралью. Каждое этическое решение – это личное решение человека в проектной роли в определенном контексте. Нет универсальных решений, но есть общие принципы и модели трансдисциплины этики, которые могут быть использованы при решении сложных задач.

  • [1]  Мифы, религии и идеологии на протяжении всей истории не только успокаивают сознание человека, но и объединяют большие группы людей.
  • [2]  партиями, организациями, отдельными группами активистов и т.п.
  • [3]  Недаром с конца прошлого века бизнес оседлал слово "миссия", которая указывает желание команды решить определенные проблемы какой-то группы людей. И это желание, в свою очередь, поддерживается высокой идеей принесения пользы и снижения страданий людей.
  • [4]  Идея суда над фашизмом состояла в том, чтобы продемонстрировать верховенство права и представить этику победителей как превосходившую национал-социалистическую этику: "что делало весь судебный процесс отчасти «миссионерским» проектом". https://ru.wikipedia.org/wiki/Нюрнбергский_процесс.
  • [5]  В системном мышлении говорят, что заинтересованных лиц всегда на 1 больше, чем вы знаете на данный момент.
  • [6]  Вспомните таблицу INCOSE, приводимую в конце главы №1, в которой приведена стоимость затрат на исправление ошибки, выявленной на разных стадиях жизненного цикла системы.
  • [7]  Например, системные аналитики, которые только готовят документы для принятия решений другими людьми.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»

Следует отметить, что этика, на текущий момент, также становиться трансдисциплиной и уже «вторгается» в области, к которым раньше была неприменима. Это касается, в частности, и естественных наук. Есть даже специальный раздел этики, который называется биоэтика и занимается сферой междисциплинарных исследований, касающиеся нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.