Распорядок дня

После того, как вы запланировали работы и создали список задач, надо эти задачи выполнить в рамках выделенных на проект таймслотов. Таймслоты на проекты можно каждый день переопределять заново, а можно установить себе распорядок дня. Например, каждый рабочий день вы с 10:00 до 18:00 занимаетесь рабочим проектом, с 18:00 до 20:00 вы тратите время на бытовые дела: добираетесь домой, ужинаете, отдыхаете, с 20:00 до 22:00 уделяете внимание семье или обучению, с 22:00 начинаете готовиться ко сну. Задачи внутри таймслотов меняются, но расписание остается прежним.

При изменении обстоятельств жизни придется менять и распорядок дня, но само его наличие может помочь справиться с тревогой и паникой. Распорядок дня вносит упорядоченность, предсказуемость в жизнь. И даже если его нужно поменять, то у вас по крайней мере будут ориентиры: что оставить, что убрать, что добавить в вашу ежедневную рутину.

Справиться с эмоциями и сократить время на выполнение задач могут помочь ваши рабочие привычки. Если вы регулярно пишете чек-листы по выполнению задач, планируете задачи в помидорках, стратегируете, заносите заметки в вашу базу знаний и применяете идеи из них в жизни, то вам будет куда легче сориентироваться при изменении обстоятельств. Вы сможете опереться на ваши привычки и адаптироваться к поменявшейся жизни, сохранить ощущение контроля над своей жизнью.

Сбор личной статистики и оценка работ

Когда решаете задачи, надо собирать статистику по их выполнению. Благодаря сбору данных вы сможете сравнивать результат (качество и время) выполнения похожих задач, понимать, сколько именно у вас, а не абстрактного Васи Пупкина уходит на чтение учебника, написание постов и прочие работы. Вы сможете также выделить закономерности: например, когда вы читаете утром, то вы за 1 помидорку прочитываете 50 страниц текста, а вечером только 30 (или наоборот). Либо увидите, что выполнение одних задач вам дается быстрее, а на других вы постоянно «застреваете», потому что задачи не нравятся или вам не хватает мастерства для их решения.

Когда вы видите, сколько времени тратится на каждую из работ, вы можете предпринимать какие-то действия, чтобы улучшить результат: можете изменить технологию или дисциплину, выбрать другую роль. Например, вы раньше вели заметки при помощи ручки и бумажки, из-за чего вам сложнее писать посты, собрать заметки воедино и вывести новое знание. Тогда вы меняете ручку с бумажкой на печатание текста в Notion, Obsidian или планшет со стилусом, который распознает ваш почерк и направляет распознанный текст в ваш Evernote. Также вы можете на основе собранной статистики точнее оценивать задачу в помидорках: корректировать оценку «на лету» из опыта, или даже изучить дисциплину статистики и строить примерные оценки времени на основе распределения времени на задачи.

Какую статистику по личным проектам можно оценивать:

  • Запланированное время выполнения задач (в помидорках и/или часах) и реальное время выполнения задач. Как часто вы промахиваетесь с оценкой времени на выполнение задачи? На сколько помидорок или часов вы промахиваетесь? Также время можно оценивать не только в помидорках или часах, но и в деньгах[1]. Об этом можно подробнее прочитать в посте «Экономика времени»[2].
  • Количество отвлечений при выполнении задачи. Сколько раз вы отвлеклись на разговоры с окружающими, сообщения в мессенджерах или листание соцсетей?
  • Выбранные роли и практики (дисциплина + технологии). Помогли ли выбранные технологии и способы решения задачи вам решить ее быстрее? Смогли ли вы научиться чему-то новому или сократить время на решение рутинной задачи?
  • Проблемы, с которыми столкнулись при решении задачи. Например, вы недостаточно мелко декомпозировали задачи или на вашем рабочем месте было шумно.
  • Чувства в ходе выполнения. Есть ли задачи, решение которых приносит радость? Тогда можно подумать над тем, как увеличить количество таких задач в вашей жизни. Есть ли задачи, которые вам не нравятся? В таком случае стоит подумать над их автоматизацией или делегированием.

Для сбора статистики можно использовать тот же экзокортекс, который вы используете для планирования работ:

Focus To-Do с встроенным модулем статистики;

  • приложения-тудушки вроде Todoist[3], Asana[4], ClickUp[5];
  • таблица Google Sheets / Excel с задачами и настроенной оценкой выполнения задач;
  • приложения или таблица Google Sheets/ Excel для отслеживания эмоций.

Важно не только планировать и выполнять задачи, но и мониторить статистику и прогресс в работах. Это позволит вам вовремя отследить «зависшие» задачи в проектах и принять решение о том, как с ними справиться.


Понятия: реализация работ.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»