Чек-лист планирования работ

Если вы перед тем, как выполнять задачу, особенно большую задачу вроде «написать пост в блог ШСМ», сядете и подумаете, как ее сделать, то вы сможете сэкономить часы, а иногда и дни на ее выполнение. Кроме того, иногда в ходе выполнения задачи человек «застревает», не может ее решить, и не может понять, почему.

Чтобы решить эти проблемы, можно описать «схему задачи». Мы предлагаем для этого чек-лист планирования работ / Personal Planning Canvas:

  • Бесчеловечная часть
    • Понятно ли, ЧТО делать? Можно ли задачу выполнить за не более чем 2-3 часа? Не слишком ли она сложная? Декомпозируем на отдельные маленькие понятные задачи.
    • Понятно ли, КАК делать? Какие практики нужно применить, то есть какие дисциплины и технологии?
    • Понятно ли, КОГДА делать? Выберите время, в которое вас никто не потревожит с вопросами, когда вы можете спокойно поработать (в транспорте, например, не стоит этим заниматься).
  • Человеческая часть
    • Нахожусь ли я в хорошем физическом состоянии, могу ли сделать задачу? Не хочется ли мне пить/есть/в туалет/спать? Нормально ли соображаю (недосып влияет)?
    • Какие эмоции я испытываю по поводу этой задачи? Если мне неприятно, могу ли я делегировать эту задачу целиком или частично или как-то поменять ее, чтобы она не вызывала такой боли? Как я могу облегчить для себя контекст?

        Например, вы хотите написать пост в блог ШСМ. Для начала вы определяете, ЧТО вы будете делать, а именно – разбиваете задачу на несколько более мелких задач, в рамках которых вы выполняете разные практики:

        1. Задача «выбрать тему для поста», практика отбора тем для поста. Подумайте, о чем вы хотите рассказать другим, какой вопрос хотите задать, по какой идее хотите получить обратную связь. Если с ходу ничего не приходит в голову, поставьте себе задачу «выбрать из базы знаний наиболее подходящую заметку» (практика все та же – отбор тем для поста, а задач уже две).
        2. Задача «составить структуру поста», практика структурирования идеи / мысли. Поразмышляйте, как именно вы хотите раскрыть тему для других. Хотите ли вы выбрать утверждение из учебника «Введения», с которым не согласны, и описать, почему, привести примеры? Или наоборот, вычитали в учебнике идеи, которые в вашей жизни уже реализовались, и хотите переосмыслить прошлый опыт при помощи новых моделей курса? Или может, в ходе выполнения ДЗ вы столкнулись с проблемой, и теперь описываете, какую проблему встретили, как начали ее решать и на чем застряли, какого рода помощь хотели бы получить?
        3. Задача «выбрать примеры из жизни, которые буду приводить в посте», практика объяснения ваших идей на примерах. Чтобы лучше донести мысль и показать практическое применение ваших идей, нужно привести примеры. Самые интересные примеры в блоге ШСМ получаются, когда вы делитесь личным опытом применения практик собранности и описываете, что вам помогло, а что нет, что будете делать дальше. Комментариев к таким постам часто больше, плюс их авторы получают более развернутую обратную связь.
        4. Задача «написать пост», практика описания идеи. Когда пишете сложный пост, как, например, пост «Системное разбиение: 5 наиболее часто встречающихся ошибок на примере курса «Введение в системное мышление»[1], то задачу можно разбить на «составить структуру подраздела поста», «написать раздел поста» или «составить структуру подраздела «Первая ошибка», «описать подраздел «Первая ошибка», и так далее. Задач много, практика по-прежнему та же.
        5. Задача «опубликовать пост в блоге», практика публикации. Может включать в себя задачи «перенести пост из базы знаний в блог», «проверить пост на ошибки», «добавить теги к посту», «нажать на кнопку публикации».

        Дальше вы решаете, КАК будете выполнять конкретные задачи. Например, нужно «составить структуру поста». Можно прочитать статью Максима Ильяхова про структуру поста и применить этот способ для вашего поста в блоге. Задействовать в задаче вы можете как вашу личную базу знаний в Notion/OneNote/Obsidian, так и приложение «Заметки» на телефоне, админку блога.

        Потом определяете, КОГДА выполните задачу. Запланируйте себе слот времени в календаре, придите в выбранное время туда, где у вас рабочая обстановка, сядьте за стол, уберите отвлечения, закройте вкладки в браузере, попросите близких не отвлекать, чтобы написать пост.

        Определите, в порядке ли ваша физиологическая база, способны ли вы сейчас решить задачу без отвлечений. Например, вы пишете пост и засыпаете прямо в процессе – лучше отложить его и пойти поспать. Или вам хочется есть – тогда лучше пойти и поесть, а потом уже писать.

        Определите, какие чувства вы испытываете по поводу задачи, если есть какие-то проблемы. Может быть, вы чувствуете замешательство, потому что непонятно, о чем писать? Или вы беспокоитесь по поводу других дел, и поэтому отвлекаетесь? Можно воспользоваться дневником эмоций для этого.

        Определите, как будете справляться с этими чувствами: попробуете перенести пост на следующий день, выбрать тему полегче.

        Чек-лист планирования задачи может помочь разобраться с задачей, которая «застряла». Также его можно применять для того, чтобы справиться с прокрастинацией: распишите задачу, которую постоянно откладываете, по чек-листу и определите, в каком месте у вас проблема.


        Понятия: принципы планирования работ; чек-лист планирования работ.

        Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»

    1 лайк

    Эмм. А как технически опубликовать пост в раздел “Посты студентов”?

    Привет, Сергей, выдал доступ, теперь с посты студентов можно постить.