Опасное заблуждение о современной психологии

Я очень долго откладывал выполнение ДЗ по мышлению письмом, но больше откладывать некуда - в лекции третьей недели прямо упомянута вредная привычка долго откладывать первую попытку и тем самым лишать себя шансов на успех.

Поэтому: беру и делаю так, как получится за отведённое время.

Задача текста

Поделиться своим взглядом на общепринятое заблуждение, способствовать его уточнению.

Повод: тексте учебника "Введение в системное мышление" содержится такой абзац:

Психология в её текущем состоянии очень похожа на кризис-менеджмент: уделяет вниманием главным образом людям с сильными нарушениями в психике, отсюда фокус на «терапиях» и «лечении», травмах и посттравматических синдромах и т.п. Но что делать более-менее здоровым людям? Какие практики применять им для решения текущих проблем и поддержки нормального эмоционального состояния? Это часто остается за рамками психологических школ, в лучшем случае предлагается походить (годами) на приемы к психологу, чтобы что-нибудь понять и поменять...

Выделенное красным заявление представляется мне глубоко ошибочным. Идея "в лучшем случае предлагается походить (годами) на приемы к психологу, чтобы что-нибудь понять и поменять"  описывает ДАЛЕКО не лучший случай на настоящий момент. Уже много лет стандартом психологической помощи являются краткосрочная или экспресс-терапия с решением конкретной задачи по модификации наблюдаемого поведения и субъективного ощущения.

Структура экспресс-терапии

При экспресс-терапии за 1 (один) сеанс грамотный психотерапевт/консультант:

  • уточняет задачу, за решением которой обратился клиент
  • помогает в выработке критерия, что задача решена, и способа проверки результата
  • производит необходимые изменения в представлении человека о себе и о мире
  • проверяет "в кабинете", что изменения заметным для клиента образом приближают его к решению задачи
  • выдаёт инструкции по проверке изменения "в жизни"

Тренд на переход к краткосрочной терапии и к разовым консультациям настолько давний и общий, что мне даже трудно представить себе, как начинать аргументировать, что текущем состояние психологической практики вообще не похоже на выделенное красным описание. Например, современный когнитивно-поведенческий подход отличается от описания "в лучшем случае предлагается походить (годами) на приемы к психологу, чтобы что-нибудь понять и поменять..." буквально в каждом элементе.

Рассмотрим один контр-пример

Мне представляется, что самое позднее работа по реабилитации ветеранов вьетнамской войны (то есть в 60-70 годы 20-го века) привела к созданию быстрых и эффективных инструментов по коррекции нарушений поведения, включая эмоциональные реакции. Эти инструменты зачастую создавались в рамках концепции бихевиоризма, возникшей в начале 20-го века и предлагающей полностью механистический, демистифицированный взгляд на психику. Например, модели так называемого "первого кода" нейролингвистического программирования напрямую опирались на работы Скиннера для вычленения эффективных паттернов психотерапевтических интеракций Милтона Эриксона. К моему личному сожалению, основоположники нейролингвистического программирования пошли по пути коммерциализации и брэндирования. Этот путь увёл их от работы в рамках научного сообщества и в конце концов привёл к созданию своего рода "секты", но работающие методы и полезные модели на настоящий момент прочно интегрированы в психотерапевтической практике.

Откуда могла возникнуть такая формулировка?

Возникает вопрос: по какой причине или с какой целью авторы учебника используют такое описание, говоря о современном состоянии психологии? Вот несколько приходящих в голову вариантов для обдумывания:

  • Речь идёт о массовом сознании, то есть описывается представление типичного человека, не имеющего опыта обращения за психологической помощью. Очень может быть, что в массовом представлении до сих пор доминирует идея многолетнего прохождения психоанализа. В этом случае точнее было бы прямо говорить не о "психологии в её текущем состоянии" а о "общепринятом представлении о психологии". Как и в любой области быстро меняющегося знания о мире, общепринятое представление сильно запаздывает.
  • Имеет место довольно частый "эффект специалиста со стороны": инженер приходит в психологию, начинает изучать новую для себя область и, не имея в ней достаточно широкого кругозора, принимает недостатки своего представления о предмете за недостатки всей области знания. Это постепенно проходит по мере накопления опыта и изучения наследия гигантов, на чьих плечах все мы стоим. (Показательна история деятельности уже упомянутого создателя нейролингвистического программирования Ричарда Бэндлера)
  • Этот абзац - пример подмены тезиса: вместо реального состояния практической психологии говорится о выдуманном, на фоне которого предлагаемый авторами подход выглядит совершенно новым и прорывным.
  • Неудачная формулировка, не вполне вписывающаяся в общий систематический подход учебника. После прочтения третьей главы до конца я вижу, что предлагаемый подход предусматривает осознанный выбор: справляться самому или обращаться к специалисту-психологу, и включает конкретные рекомендации для того, чтобы получить максимальную пользу от обращения к специалисту.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в русскоязычном пространстве область практической психологии и психиатрии по-прежнему страдает от последствий тотального государственного контроля и образа "карательной психиатрии". По этой причине я привожу все ссылки исключительно на англоязычные материалы.

Почему меня так "зацепил" этот абзац? Мне кажется, что он отражает распространённое заблуждение, и это заблуждение часто приводит к катастрофическим потерям времени, денег и сил. Умные и талантливые люди годами и десятилетиями живут с проблемами, которые могут быть решены за считанные дни и недели - только потому, что опираются в принятии решений на чрезвычайно устаревшие общепринятые представления.

Мой личный опыт многолетних попыток получить квалифицированную психологическую помощь является ярким (особенно для меня :) примером таких потерь. Если очень интересно, можно почитать эмоциональную выжимку по ссылке. Сейчас, спустя 4 года, я бы сформулировал более спокойно - но надо ли?

Мощно, спасибо! Подскажите, а какая у вас цель прохождения курса?

Дмитрий, спасибо за вопрос!

Как жаль, что моя привычка регулярных публикаций всё ещё не сформировалась - так приятно было бы дать ссылку на пост “зачем я пошёл на курс Введение в системное мышление” :slight_smile:

Моя главная задача - восстановить привычку к регулярной продуктивной работе. Я очень много лет (с 2009 до 2020) прожил полностью в свободном полёте, без необходимости ходить на работу и с нагрузкой порядка 2-5 рабочих часов в неделю. Это давало возможность делать только то, что я хотел. Отрицательным итогом такой жизни стала потеря способности “делать то, что нужно”. Вынужденно вернувшись в ИТ в начале 2020 года, я в полной мере оценил преимущества фундаментального образования и трансдисциплин, и готов тратить время и силы на “заточку пилы”.

Почему я выбрал именно этот курс - за разнообразной исследовательской активностью Анатолия Левенчука я слежу года с 2002-го, и приятно впечатлён его успехами и выдаваемыми продуктами в виде книг и курсов. По его рекомендации прорабатывал книгу BORO, несколько лет назад проходил курс “Системное мышление” на Курсере, а также курс системного фитнеса.

Увидев публикацию книги “Введение в системное мышление”, я сначала читал её как книгу, но постепенно проникся идеей мышления письмом и планирования работы и отдыха, и приобрёл онлайн-вариант курса для дополнительной мотивации и структурирования времени.

Дайте знать, ответил ли я на Ваш вопрос - мне самому точно стало понятнее. Спасибо!

Прекрасная статья. Мое внимание тоже зацепило это место при прочтении, но я решила промолчать. Рада, что не одна я считаю это заблуждением

Спасибо! Рад слышать

Петр, спасибо за пост!
Формулировки будем, конечно, уточнять. Однако и в вашем посте вижу опасные заблуждения, которые вы невольно можете утвердить у всех, кто еще не читал 3-ю главу или не прочел ее не до конца:

  • В учебнике говорится лишь о том, что не нужно психологию подавать как "серебряную пулю", избавляющую от всех проблем (впрочем, как и системное мышление). У нее есть границы применимости, и есть области, где лучше сработает что-то другое. Где-то лучше помочь может СМ (реализовать проект), где-то лучше обратиться к специалистам по развитию (менторы, тьюторы и проч, если вопрос, например, куда карьерно развиваться дальше).
  • К психологу как раз мы рекомендуем идти, если есть проблемы, которые самостоятельно не можете решить, и это прямо прописано в тексте. Про "живут с нерешенными проблемами годами" – это уже подмена тезиса с вашей стороны, и очень опасная по причинам, описанным вами же в посте.
  • Но по любому поводу ("палец поранил, когда резал хлеб, и расстроился") к психологу не набегаешься. Поэтому предлагаем сначала попробовать разобраться самостоятельно (если критических проблем на данный момент нет), не получается – к специалисту. А не так, чтобы по каждому поводу бежать лечиться или признавать всех окружающих "недолеченными".
По поводу "хождения годами": к сожалению, в России попытка получить психологическую помощь нередко в такое вот хождение и превращается. Не зря ведь и вы описали "оптимальную психотерапию", опираясь преимущественно на англоязычные источники. Описывать все это в тексте не вижу смысла – текст не о преимуществах и недостатках психотерапии. Описание в первую очередь предназначено для тех, кто пытается психотерапией заткнуть дыры там, где это не лучший выход (психотерапия не поможет запустить ракету в космос, увы). Вижу, что этот тезис оказался неочевидным – значит, будем в тексте уточнять и прорабатывать этот момент.

Но отлично, что что-то в тексте зацепило настолько, что это побудило написать развернутый пост))

Анна, спасибо за подробный ответ.

По причинам, подробно описанным в моём посте, тезис

Это часто остается за рамками психологических школ, в лучшем случае предлагается походить (годами) на приемы к психологу, чтобы что-нибудь понять и поменять…
представляется мне не "неочевидным", как Вы описываете его в Вашем ответе, а очевидно ложным.

Эту формулировку нужно не “уточнять”, а исправлять, приводя в соответствие с актуальным состоянием дел.

Честно говоря, такая обратная связь от соавтора учебника сильно снижает моё субъективное доверие к остальному материалу в тех областях, где у меня нет личного многолетнего опыта. Если подобные грубые фактические ошибки расцениваются как “тезис оказался неочевидным” - существует ненулевая вероятность, что и другие соображения, выдаваемые за надёжные выводы, на поверку окажутся не слишком состоятельны.

Впрочем, с тезисом

не нужно психологию подавать как «серебряную пулю», избавляющую от всех проблем (впрочем, как и системное мышление). У нее есть границы применимости, и есть области, где лучше сработает что-то другое. Где-то лучше помочь может СМ (реализовать проект), где-то лучше обратиться к специалистам по развитию (менторы, тьюторы и проч, если вопрос, например, куда карьерно развиваться дальше).
я целиком и полностью согласен.