Три рассмотрения личных проектов по системной схеме проекта

Если вы нашли и описали возможность и проверили ее в роли предпринимателя, то вы уже поработали с надсистемой: назвали вашу надсистему, определили внешние роли и их потребности, нашли ресурсы (финансы, время). Также вы уже исполнили роль инженера и примерно определили, как будет выглядеть воплощение вашей системы. Теперь надо тщательнее рассмотреть остальные системные уровни:

  • целевую систему;
  • себя как платформу в составе системы (только для личных проектов).

Рассматривать системные уровни необходимо, потому что каждый предыдущий уровень накладывает ограничения на следующие. Количество времени и денег, которое вы можете потратить на обучение новому мастерству, ограничивает ваш выбор образовательных программ. Если вы хотите стать топ-менеджером, то в зависимости от доступных ресурсов вы можете поехать обучаться на MBA-программу в INSEAD в Сингапуре, выбрать аналоги в России или попробовать подтянуть свои знания на прикладных курсах и получить повышение в вашей компании. Целевые системы в каждом из этих случаев будут различаться: вероятно, в случае выбора INSEAD целевой системой будет «топ-менеджер в крупной международной компании», а при выборе образования в России целевой системой будет «топ-менеджер в российской компании».

Выбранный вариант воплощения целевой системы, в свою очередь, наложит ограничения на систему обеспечения. В случае образования в INSEAD нужно будет переехать в другую страну, тратить много времени на программу и нетворкинг. Вы будете сильно уставать и не очень много спать, если захотите выпуститься с хорошими результатами. Времени на другие проекты у вас хватать не будет. Если вы выбираете MBA в России или прикладные курсы, то вы скорее всего сможете совмещать обучение с работой или своими проектами, будете меньше уставать, вероятно даже, сможете быстрее закончить обучение и сменить работу, и вам не нужно будет никуда ехать. Таким образом, ограничения на каждом системном уровне задают рамки для следующего:

Надсистемой и ее ограничениями занимается предприниматель, целевую систему воплощает инженер, а вот систему обеспечения разворачивает менеджер. Менеджер решает, как можно распределить доступное время, чтобы регулярно уделять время обучению, постоянно сдавать ДЗ или другие рабочие продукты. Менеджер строит «конвейер по реализации целевой системы» и отслеживает выполнение работ другими ролями, которые в личных проектах будете играть также вы.

Вернемся вновь к проекту саморазвития Ивана из главы 8. Иван хочет изучить 3D-моделирование.

Целевой системой для Ивана будет «3D проектировщик, зарабатывающий определенную сумму денег в месяц» (например, 300 тысяч рублей). Надсистемой можно назвать «работу, приносящую 300 тысяч рублей в месяц» или даже ситуации, в которых заработок используется, например, путешествия. Системой обеспечения «3D проектировщика» будет Иван как платформа для «изготовления» 3D проектировщика: он будет в роли менеджера, ученика 3D моделирования, финансиста, предпринимателя, инженера. В этих ролях он будет выполнять работы при помощи метода как набора практик предпринимателя, инженера, менеджера, ученика, финансиста и других.

Только в личных проектах можно рассматривать себя как платформу/роль как целевую систему/надсистему/систему обеспечения. В рабочих проектах этого делать нельзя, там команда состоит из 2 и более ролей, системы надо называть точнее, нельзя выделять их по одной или нескольким ролям! В рабочих проектах о людях говорим только как об исполнителях ролей и только тогда, когда занимаемся лидерством, то есть 2% времени, а 98% времени[1] раскладываем компанию по мыслительным моделям без людей, но с ролями. В личных проектах своему «биокомпьютеру» и неудовлетворенностям, чувствам придется уделять больше времени.


Понятия: команда, работы.

  • [1]  По формуле Деминга: 98% проблем в компании из-за устройства ее системы, и только в 2% проблем виноваты конкретные исполнители ролей

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»