Про обратную связь

Читая книгу «Поток», сегодня мне встретилась такая мысль, что пока человек не научиться ставить цели и улавливать обратную связь, он не сможет получать радость от своей деятельности.

Дальше приводится пример того, что говорили слепые (в т.ч. и с рождения) монахини о своих моментах счастья. Чаще всего состояние потока они переживали во время чтения книг (по методу Брайля), молитвами, рукоделием, а также в моменты оказания друг другу помощи во время болезни. И эти женщины больше других подчеркнули важность ясности получения  обратной связи для получения радости от любой совершаемой ими деятельности – т.е. будучи неспособными увидеть воочию происходящее вокруг, они нуждались в неком подтверждении правильности своего движения к поставленной цели.

Эта мысль заставила меня задуматься сегодня над этим. И я поняла, что обратная связь так же очень важна и для меня в жизни. Это касается всего. Даже тех поступков, которые якобы хочется сделать по доброй воле или просто так, мне на том или ином уровне все равно хочется услышать или просто узнать, достигли ли мои действия того эффекта, который у меня был в голове или нет. Особое удовлетворение, конечно, я почувствую, что если эффект «удался», а еще лучше, если превзошел мои ожидания.

Обратная связь для меня важна и в профессиональной деятельности. Очень часто отправляя письма коллегам или контрагентам, могу не получать какой-либо обратной связи. С одной стороны, я научилась относиться к этому спокойно (стараясь понимать мотивы других людей), но с другой стороны, это все-таки дополнительные лишние переживания (хоть кажется, что их нет, но они все равно есть) – получил ли человек письмо, принял ли информацию к размышлению, к действию и т.п… ты не знаешь, а хотелось бы ясности и определенности и в этом вопросе.

Еще заметила, что в таком же неведении могут находиться и наши заказчики. Иногда наблюдаю это, и вижу их переживания, особенно, когда стою в копии переписки с заказчиком по тому или иному вопросу. Есть коллеги, которые оставляют решение вопроса – в данном случае ответ заказчику – на потом, когда «дойдет черед» среди множества других дел. Проходит время – сутки, двое, трое и т.п. - от заказчика приходит очередной вопрос: "Подскажите, пожалуйста, есть ли обратная связь по данному вопросу?".

Прекрасно понимаю заказчика. Поэтому в последнее время, если я стою в копии переписки, и вижу, что в течение суток коллеги никак не отреагировали на письмо заказчику, напоминаю им: «Дайте, пожалуйста, обратную связь.»

И я поняла, что даже если в текущий момент ты не знаешь ответа на вопрос заказчика и, действительно, нужно дополнительное время, чтобы отработать данный запрос, - ничего страшного, ты просто возьми и дай человеку обратную связь: "Ваш вопрос получили, спасибо большое. Нам нужно дополнительное время на то, чтобы представить данные результаты или дать развернутую обратную связь. Ответ направим в среду в течение рабочего дня." (хотя сегодня может быть еще только и утро понедельника). Но даже этой пары строчек будет уже достаточно, чтобы снять напряжение. Ты можешь дальше заниматься своими текущими вопросами, можешь дальше искать ответ на вопрос заказчика, но, во-первых, у тебя тем самым налажена деловая коммуникация с заказчиком, которая строится на быстрой обратной связи (он чувствует, что вы (и ваша компания) всегда рядом); во-вторых, у тебя решение данного вопроса обретает конечный срок исполнения, а значит ты просто встраиваешь эту задачу в свой календарь, и знаешь, что теперь она обязательно будет исполнена в срок. Даже если вдруг на решение вопроса тебе понадобится еще какое-то дополнительное время, в этом случае с заказчиком можно снова договориться – не нужно, конечно, этим злоупотреблять, но именно так и выстраивается открытое и доверительное отношение. При необходимости возьми еще немного времени «на подумать», но обязательно держи заказчика (и коллег) об этом в курсе.

Поэтому я для себя давно уже поняла, что обратная связь – это не просто так, а ключ, который способен открывать многие двери и выстраивать доверительные отношения. Очень хорошо начала это чувствовать в рабочих вопросах. Хочу понаблюдать теперь за этим и на примере личной жизни (чувствую, что и в этой сфере это также может быть некой "палочкой-выручалочкой", но только "с ходу" примеров почему-то у меня не нашлось).

Оля, отличный пост, у меня в голове еще сложилась картинка, как будто ты что-то спрашиваешь у человека, а он в ответ молчит. Также заметил, что особенно важна обратная связь с менее знакомыми людьми и, если ее нет - то нарастает дискомфорт, как будто усиливается неопределенность и непонимание, что неприятно.

Оля, спасибо! Очень глубокий пост, подтолкнул к размышлениям и анализу своих действий. Я из тех кто, наверное, “не заморачивается” на ответы, даже не подозревая, что это может быть так важно для кого-то.

Ольга, спасибо большое за пост!
Да, обратная связь действительно важна. Без обратной связи непонятно, туда ли вообще идешь, что происходит и тп.

И она важна не только при работе с другими людьми (там от обратной связи “увернуться” сложнее, хотя возможно, как показывают примеры)))
Она очень, очень нужна и при реализации личных проектов, например, образовательных, и при внедрении новых практик.
Если отслеживать, как внедряется практика помодоро (например), то можно выделить дела или цели, для которых она оказалась полезной, и те, в которых она не помогла. Можно отслеживать, что вы ощущаете при реализации практик. Может быть, вы чувствуете дискомфорт – и тогда практику надо адаптировать под себя (если делать что-то некомфортно, то ваша практика быстро слетит и на уровне привычки не закрепится).

Петли обратной связи постепенно навешиваем на разные проекты и задачи, начиная с тех, где они особенно нужны и важны.