Мышление письмом для освобождения внимания

Мышление письмом/моделированием родственно технологии GTD (Getting Things Done), где требуется все запланированные дела вынести из мозга на внешний носитель, документировать — чтобы они не расходовали усилий на запоминание, использовали эффект Зейгарник. Мозгу всё равно: закончено ли дело, или просто записано для дальнейшего его продолжения — он освобождает «оперативную память», срабатывает эффект «закрытия», высвобождается внимание, и незаконченное дело не мешает сосредотачиваться на следующем. Если дело не закончено, или хотя бы не записано, то несколько таких дел могут полностью расстроить возможность надолго сосредоточиться на каком-то срочном и важном новом деле. Мышление письмом высвобождает внимание после того, как появившаяся в мозгу новая мысль оформлена письменно и опубликована. Тем самым при совместном использовании GTD и мышления письмом в любой момент можно перепланироваться, стать гибким в выборе тем работы: ничего при этом не забудется и не потеряется, и нет стресса по удержанию в памяти многочисленных «надо бы не забыть». Всё записано, ничего не будет забыто.

Сложность мыслительной работы оказывается не так уж велика при использовании картотеки/блога как «внешней памяти» для разгрузки памяти и облегчения удержания внимания при мышлении. Все решения стандартизованы по форме (сделать запись в список дел GTD, сделать пост с текущими идеями в блог), усилия уходят только на продумывание содержания. Нагрузки на память и внимание нет (но это не означает, что всё забыто, и внимание не держится — наоборот, ничто не забывается и не ускользает. Текстовый поиск приносит даже давно вроде как забытые идеи. В этом разделе автор цитирует, например, свои записи 2003 года про гиперкниготексты — они не забыты, ибо были записаны).

Мышление, как и любое вычисление, требует входного текста, и его лучше бы получать извне, а не просто из головы, производит выходной текст, и его тоже лучше бы выкладывать из головы на внешний носитель, а ещё мышление производит много промежуточных результатов-текстов. Их тоже неправильно держать все в голове. Чем больше вы записываете при мышлении, тем устойчивей и безошибочней будет мышление. Если вы пытаетесь удержать всё в памяти, то ваше мышление не может быть поисковым — вы не сможете постоянно пробовать новые мысли и возвращаться, ибо это потребует невероятного внимания, у вас вряд ли оно окажется. Вы не сможете удержать десять аргументов, если не запишете их. Ваша мысль не сможет быть такой же длинной, как пять страниц текста — она неминуемо будет короче.

Поэтому мышление письмом позволяет существенно усилить ваши мысли: каждая из идей может быть хорошо обдумана и записана без потери деталей, и этих идей можно накопить достаточное число без потерь деталей, чтобы из этих хорошо продуманных идей сложилось целостное рассуждение. «Образование для образованных» писалось отдельными заметками, порядок изложения и состав этих идей многократно менялся, текст потом переписывался — и только письменная форма позволила удержать всё это обилие материала в целостной форме.

То же самое относится к любым другим описаниям, не только текстам. Большие программы, инженерные модели. Всё мышление, все вычисления требуют документирования. Из чтения документов возникают новые идеи, результаты мышления документируются. Дальше эти результаты мышления читаете для получения новых идей или вы сами, или их читает кто-то другой. Голова всегда свободна для нового продумывания, новых мыслей, новых вычислений, но уже продуманная мысль никуда не теряется. Это и есть мышление письмом: письмо было до мышления (исходный материал, возможно это не ваше собственное письмо), во время мышления (вы записываете приходящие вам в голову мысли и смотрите на них как бы со стороны, как шахматист смотрит на доску, оценивая сложную позицию), и после мышления — возможно ваше через некоторое время, но возможно и кого-то другого, кто прочтёт ваш текст.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».

1 лайк

При всей полезности мышления письмом, как быть с тем фактом, что удержание внимания на “надо бы мысль/дело записать” подменяется удержанием внимания на “это уже записано или еще нет”?

Дисциплинировать себя на записывания всех мыслей/дел, т.е. создать ситуацию, где такого вопроса возникать не будет.

Или не бояться записать еще раз. При ревизии дубликаты заметок можно соединить.