Как поменялась моя картина мира с появлением Системного фитнеса?
Поменялась интересно. Занимаюсь движением (танцем, йогой, соматикой) давно и давно сформировался взгляд на человеческое тело, своё и чужое, как на физический объект, который как-то двигается, то есть в первую очередь я обращала внимание на пластику, на изменение положение тела, на перемещение тела в пространстве, на позы. Как правило, движение хотелось скорректировать: если это танцовщик (я сама или другой), то возникали теории, основанные на таких понятиях как «красота позы», «совершенство линий», «техничность исполнения элементов», а если мой взгляд падал на человека , не имеющего отношения к танцу, то - «правильность осанки», например.
(Пока пишу это, понимаю, что некоторые суждения я привношу в бытовую жизнь из своей роли педагога, из которой, видимо, не выхожу, но об этом будет в другой главе учебника, ещё в будущем и тогда буду с этим разбираться и размышлять).
То есть в моей картине мира движение оценивалось как средство достижения результата в виде готового танцевального продукта или красивого тела ( если речь шла о телесных практиках).
И на этом уровне движение «тренировалось». Казалось достаточным подражание и многократное повторение. Результат меня всегда недоустраивал. Подражание не срабатывало, потому что оставалось неясным, как организовано движение в теле другого человека, то есть основывалось на моих интерпретациях, а многократное повторение сводилось к многократному повторению и преумножению тех же интерпретаций.
В результате в физическом мире я получала продукт, далекий от того качества, к которому всегда стремилась. И сейчас мне становится ясно, почему. Куда теперь нужно смотреть и какие знания вводить в свою картину мира.
Модель Системного фитнеса как раз рассказывает про то, как организовано движение в моем теле. Что именно является «начинкой» любого движения. Знание о распределении усилия позволяет реализовать движение любого уровня сложности так, чтобы во-первых, ощущать это усилие, а во-вторых, регулировать его. Таким образом, появляются инструменты для освоения тех элементов, которые казались загадкой, а так же для совершенствования тех, что были на уровне «один раз получается, два раза нет».
Поработав с распределением усилия в течение года, я формирую совершенно новый подход , основанный на новой модели. Теперь я сначала отслеживаю параметры , по которым усилие распределяется , то есть прорабатываю «начинку», а затем на этот уровень «надеваю» следующий - работу с танцевальными элементами, например.
Таким образом, у меня появилось понимание разных уровней, на которых я с движением работаю и возможность совершенствовать танцевальную технику, спускаясь на уровень ниже, то есть на уровень распределения усилия.
Таким образом и изучение новых танцевальных элементов теперь является не подражанием, а анализом.
А мой взгляд на человеческое тело поменялся с «как красиво-некрасиво он(а) двигается» на «какое удивительное разнообразие усилий, перемены напряжения и расслабления оказываются в теле при движении». Из приятного - исчезла потребность оценивать своих учеников, появилось желание решать интересные телесные задачки.