Поиск возможностей как стадия жизненного цикла человека-деятеля

Поиск возможностей, реализация которых поможет изменить физический мир вокруг вас и достичь целей, избавиться от неудовлетворенностей – это третья стадия жизнедеятельности деятеля[1].

СтадияПрактикиРабочие продукты
Потребление информации
(сбор информации)
Систематическое чтение (слушание, просмотр) нехудожественной литературы
Устранение плохой информации и отвлекающих факторов (соцсети, уменьшение возможностей по захвату внимания)
Формирование своего социального окружения
Самообучение и прохождение курсов
Исследования
Формирование заметок
Тестирования интереса (из постановки привычек)
Интеграция
Список интересов (калибр личности)
Прочитанные ежедневно страницы качественной литературы
Исчезающие заметки (мысли)
Конспекты по прочитанной литературе
Подконтрольные в использовании гаджеты
Размышление
(выявление проблем и постановка интересных задач)
Мышление письмом
Проговаривание с кем-то
Методы постановки задач (Грозовая туча, ТРИЗ, системномыследеятельностная методология) Научные обсуждения (нетворкинг)
Мозговой штурм
База знаний в виде собственных мыслей и идей Модели и описания
Список литературы для исследований
Публичные посты по интересам
Тексты по результатам исследований
Поставленная задача (от проблемы к задаче)
Личное стратегирование
(формулирование проектов по созданию систем и их приоритизация)
Возможности (stepping stone) и определение проектов
Предпринимательская гипотеза
Lean Startup (pivot)
Выбор приоритетных проектов Этика и мораль, "шкура на кону"
Стратегия "лисы" и рациональный фланер (неудовлетворенность)
Постановка задач бесконечного развития
Названия систем и проектов, которые могут быть взяты в разработку в течение года или более (поставленные себе задачи). Личная стратегия саморазвития, в т.ч. образовательная траектория, список практик для постановки
Презентации
Планирование работ
(формулирование и разбиение работ, составление графика)
Управление работами (проектное и процессное управление, управление программами, кейс менеджмент)
GTD (Getting Things Done)
Чек-листы
Тайм-менеджмент
Метод критической цепи и TOC
Приоритетные проекты с определенными ресурсами (средства и время), работами и слотами времени в календаре
Список выполняемых работ в течение дня, следующих дней, недели, месяца и т.п.
Реализация
(выполнение работ и решение задач)
Прикладные практики по проектам
Помодоро
Ролевое мастерство
Deep Work
Поток
Постановка привычек (стадии ЖЦ)
Рабочие продукты по прикладным практикам, в т.ч. поставленная привычка/практика
Учтенное время работ по проекту
Досуг, отдых
(переживание радости, продление времени жизни)
Прикладные практики хобби (спорт, танцы, кулинария, …)
Осознанный досуг
"Техобслуживание" организма (обследования и профилактика)
Телесное мышление
Зарядка "батареек"
Владеющий своим телом и готовый к работе человек (стойкий к стрессу и с иммунитетом)
Получающий удовлетворение и радость от разнообразных ролей человек

Человек-деятель потребляет информацию из окружающего мира (стадия 1), в результате чего в ходе размышлений и обсуждений формирует некоторые картины мира и идеи (стадия 2). Далее из уже существующих идей, интересов и неудовлетворенностей он вытаскивает возможности, которые можно реализовать, описывает их, отбирает приоритетные и формулирует проекты по созданию систем, которые помогут избавиться от неудовлетворенностей и решить проблемы с учетом ограничений по ресурсам (стадия 3). На стадии 4 человек-деятель прописывает работы и практики, которые необходимо реализовать, чтобы построить систему, определяет примерные сроки с учетом ограничения, после чего может выполнить работы по приоритетным проектам и получить рабочие продукты в желаемых системах (стадия 5). И наконец, в ходе стадии 6 деятель отдыхает, восстанавливает физические и умственные ресурсы и силы для нового цикла.

Если проходить этот цикл регулярно, сделать это своей привычкой, то постепенно сложность решаемых проблем и систем будет расти, вы сможете реализовывать успешные системы, которые будут удовлетворять потребности все большего числа различных исполнителей ролей.

В рамках этой главы будет рассмотрена главным образом стадия 3, но будут отсылки к стадиям 1-2, поскольку они напрямую влияют на качество попавших «на вход» в сознание возможностей.

  • [1]  О модели «стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля» говорили в главе №5.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»