Системные навыки

Для получения мастерства системного мышления необходимо инвестировать несколько месяцев систематической работы. В данной книге мы ознакомились лишь с несколькими понятиями системного мышления, но этого вполне достаточно, чтобы начать делать первые шаги, описывая свои рабочие и личные системы.

Вот краткий чек-лист, который вы можете использовать при работе с рабочими или личными системами:

  • целевая система представлена в физическом мире, и не является документацией. Докажите;
  • целевая система является частью надсистемы. Назовите целевую систему и ее надсистему, а также докажите вложенность;
  • целевая система имеет свойство эмерджентности. Назовите системный эффект целевой системы или функцию целевой системы;
  • целевую систему кто-то проектирует, производит, эксплуатирует. Назовите системы обеспечения, в том числе команду проекта;
  • в целевой системе заинтересованы определенные проектные роли. Назовите внешние и внутренние проектные роли;
  • целевая система имеет воплощение, описание и документацию. Расскажите об этом;
  • целевая система имеет подсистемы. Назовите их, выделите самые важные (архитектура);
  • какие проектные роли играете вы и как это вам поможет становиться бесконечно-развивающимся деятелем. Свяжите выполнение проектных ролей с развитием жизненного мастерства.

Скорее всего, у вас будут ошибки при выполнении данного чек-листа. Чем сложнее деятельность, выше должность и создаваемые системы, тем будет больше методологических ошибок. Однако, без ошибок не бывает обучения. Перестройка мышления происходит на замеченных ошибках, поэтому важно демонстрировать свои описания другим людям[1] и выбрать себе наставника.

На первом этапе изучения системного мышления необходимо добиться беглости в следующих системных навыках, которые можете развивать на основании полученного понятийного минимума:

  1. Находить сначала целевую систему и ее надсистему, а уже потом разбираться с внутренним устройством целевой системы. Ни в коем случае не наоборот!
  2. Разделять систему как физический объект и её функцию.
  3. Отделять целевую систему от системы обеспечения или цель от средств.
  4. Видеть за системой заинтересованных лиц (внешние и внутренние проектные роли).
  5. Описывать деятельность по трем областям интересов:
    • начинать с того, кому и зачем что-то нужно (описывать надсистему, главных потребителей и их первоочередные проблемы);
    • потом про ваше предложение или про вашу систему, а именно что это и какая главная функция, как оно работает и из чего состоит (целевая система);
    • и в конце про то, как это осуществить или создать, с чего начинать и что для этого нужно (система обеспечения).

Освоение понятийного минимума системного мышления происходит путём прохождения онлайн-курса «Системное мышление 2020», в рамках которого обязательно практиковать мышление письмом при решении учебных задач и написании постов по каждой главе. Если вам тяжело даётся самостоятельное обучение по онлайн-курсу, то приходите на базовый курс «Системный подход в менеджменте и инженерии», на котором преподаватель расскажет подводные камни и типичные ошибки начинающих. После освоения понятийного минимума желательно применить его к учебному проекту на практикуме «Системное мышление», а потом к рабочему проекту.


Понятия и модели: «чек-лист по работе с системами»; «описание деятельности по трем областям интересов».

  • [1]  Коллегам по изучению системного мышления, посты в блог ШСМ.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»