Накапливать результаты мышления

Наиболее убедительно и популярно тезис «мышления письмом» высказан в книге Sönke Ahrens, «How to Take Smart Notes. One Simple Technique to Boost Writing, Learning and Thinking — for Students, Academics and Nonfiction Book Writers», 2017.

Ahrens обосновывает, что нужно записывать свои собственные мысли по любому поводу — и вести картотеку (slip-box/zettelkasten) этих заметок, разделив её на три части:

  • заметки по прочитанной литературе (ни в коем случае не цитаты, а пересказ своими словами: задача именно напрячь мозг — и тогда записанное вовремя вспомнится. И сюда же пойдут библиографические ссылки). Это просто.
  • собственные мысли, приходящие в голову по поводу прочитанного, включая отсылки к другим таким мыслям. Порядок неважен. Это самая важная часть, это результат мышления, добавка к человеческому знанию. Это сложно, это основное.
  • черновик текстов для публикации, делается из двух предыдущих разделов дописыванием, упорядочиванием и литературным редактированием. Это просто.

Мышление — это и есть писание заметок по прочитанному, писание собственных заметок по заметкам, писание черновиков публикаций по заметкам. Нет писания — нет мышления, мозг ничего не вычисляет, работает вхолостую, результаты его работы нигде не отражены.

Если есть мышление — оно должно быть явлено вовне, то есть результаты должны быть как-то записаны. Не можешь записать результаты мышления — значит недодумал. Думай, и таки записывай!

При регулярном использовании картотеки/журнала/дневника/блога гарантируется, что со временем ценность этих заметок будет возрастать, а также будет возрастать мыслительная продуктивность. Чаще всего приводится пример социолога Niklas Luhmann, который использовал подобную систему и отличался дьявольской производительностью своего научного труда, но также в примерах много и других людей, мыслящих с карандашом в руках или в последнее время за компьютером.

Мышление-в-уме, если оно не явлено в виде внешнего по отношению к мозгу текста, обычно не может быть достаточно стабильно, чтобы быть оцененым умом мыслящего, и поэтому ущербно и криво. Шахматист, думающий над доской, думает надёжно. Шахматист, думающий в уме, думает ненадёжно. Изложенная в тексте мысль может быть проверена, поправлена, приведена в форму, удобную для коммуникации как с самим собой (например, через месяц после написания — читаешь сам, и понимаешь написанное), так и с другими людьми (мышление коллективно).

Тезисы книги Ahrens сформулированы для варианта «мышления письмом», подсмотренном у Niklas Luhman на примере бумажной картотеки и гуманитарных текстов. И можно существенно обобщить и усилить.

Мышление идёт не только с текстами на естественном языке (thinking in writing — everything is externalised anyway), но и с другого сорта формальными моделями (thinking in modeling — everything is externalised anyway). Поэтому «мышление письмом/моделированием», и даже «мышление документированием». Но не визуальными моделями, не рисованием! На визуальных моделях в мышлении далеко не уедешь, так что речь идёт о разных текстах-кодах, более формальных синтаксисе и семантике[1]. Текст — это модель-схемоид (не понятийная схема, но на схему похожа, ср. гуманоид — не человек, но на человека похож, середина спектра формальности мышления). Более формальная модель может быть написана псевдокодом[2], и уж далее уж идёт совсем формальный код — математические формулы, код языка программирования или моделирования.

  • [1]  см. «Визуальное мышление. Доклад о том, почему им нельзя обольщаться» с возражениями против визуального мышления в пользу текстовых моделей https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/
  • [2]  доклад Антона Меркулова про успех текстового представления для мышления об архитектуре предприятия — https://www.youtube.com/watch?v=6EWUpa-5lSo, эксперименты в OpenMeta в 2003-2005 году по усилению формализма в текстах, стиль «метлан» — https://openmeta.livejournal.com/16970.html

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».

1 лайк