Цель и целевая система

Любая деятельность намного продуктивнее, если понимается цель этой деятельности. Поэтому часто можно слышать советы о постановке целей, о понимании зачем вам что-то нужно делать и т.п. Продолжая данные рассуждения с точки зрения системного подхода можно говорить, что цель любой деятельности – создать определенную целевую систему. А соответственно, системой обеспечения будет сама деятельность по созданию данной целевой системы. Обычно эта деятельность называется проектом, процессом, работой и т.п.

Люди часто говорят про проект по созданию системы, то есть выделяют "проект" как систему обеспечения, и "систему" как целевую систему. Это хороший навык говорить одновременно про проект, про систему, а ещё не забывать надсистему или тех, кому нужна целевая система. Однако, часто постановка целей не рассматривается как поиск целевой системы.

Вспомните процесс постановки личных целей или целей, которые ставит руководство компании. Многие такие цели не достигаются по следующим причинам:

  • нет представления или отождествления формулировки цели с результатом в физическом мире. Например, часто бизнес-цели формулируются абстрактным образом – увеличить прибыль на 10% к 1 апреля или захватить 10% долю рынка в следующем году, повысить производительность сборочной линии на 20% в течение следующего квартала. Непонятно, что стоит за этим в физическом мире.
  • постановщик цели заканчивает свои размышления моментом достижения цели, он не думает, что будет после этого. Тем не менее, часто главное действие начинается как раз после этого. Ставим цель – поступить в следующем году в МГУ на мехмат, бросить курить с ближайшего понедельника или похудеть на 10 кг к пляжному сезону. На достижение таких целей не жалеют никаких сил, средств и хитростей. Но если не продумать дальнейшие стадии, то усилия будут насмарку – из университета отчислили, привычка курения и вес вернулись.

Цели, за которыми не стоит физическая система, это такие «бумажные» цели. Если поставить «бумажную цель», то планы, стратегии, работы и т. п. будут также недостаточно связаны с физическим миром или будет слишком много вариантов их достижения. «Бумажная цель» часто достигается по бумажным отчетам, и это не приводит к изменению в деятельности предприятия. Например, по отчетам прибыль увеличилась, но при этом уменьшились инвестиции или снизилось качество продукции. В итоге цель вроде достигнута, но в реальности положение предприятия станет хуже. Когда ставится «бумажная цель», тогда организационная деятельность подчас концентрируется на достижение интересов отдельных проектных ролей, а не всех проектных ролей. А ведь последнее – незыблемое правило системного мышления: успешная система – это система, в которой учтены интересы всех заинтересованных лиц.

«Бумажные» цели отражают интересы наиболее влиятельных проектных ролей, но при этом не уделяется должного внимания выявлению других интересов. Например, увеличение прибыли заботит менеджера или предпринимателя. Поэтому подобные «бумажные цели» — это пожелания только этих конкретных проектных ролей. А что же с остальными? Такая проверка на «бумажность» цели помогает понять, что будут не учтены интересы других заинтересованных лиц. Подчас достижение любыми способами «бумажных целей» не учитывает этику и мораль, а это потенциальные риски в будущем.

Почему ещё необходимо разбираться с тем, что должно измениться в физическом мире и планировать полный жизненный цикл[1], а не только процесс достижения цели?

Нет ничего хуже для экономики предприятия, когда планируемая организационная деятельность является напрасной. Планы, стратегии, концепции будут написаны исходя из «бумажной цели». Они будут хороши для отчетов, но не для изменения мира. В этом кроется фундаментальная проблема почему даже правильно сформулированные цели по SMART[2] не являются панацеей или почему их достижение не меняет качество жизни или работы.

Цель будет продуктивной, если её формулировать исходя из создания определенной целевой системы. Например, цель – это создание к 1 апреля новой маркетинговой системы предприятия. В процессе описания данной системы определяются интересы всех заинтересованных лиц, требования к этой системе, её основные части и т. п. Система должна удовлетворить одно из требований менеджера – увеличить прибыль на 10%. Но именно одно из требований, но не единственное. Можно детально представить данную маркетинговую систему путём перечисления объектов, которые в нее войдут. Это и сами маркетологи, рабочие места, конкретные используемые технологии и т. п. Организационная деятельность по созданию системы будет в обязательном порядке рассматривать не только стадию создания, но и подробнейшим образом будет описана стадия эксплуатации.

В этой связи, когда речь идет о важном целеполагании, то необходимо ставить цель в виде определения целевой системы, а деятельность по ее достижению можно называть проектом.

  • [1]  Время разработки продукта становится почти мгновенным. Стадии разработки идут параллельно, и чтобы не было бардака необходимо этим умело управлять, понимая вид и практики жизненного цикла.
  • [2] https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»