Несколько месяцев назад пред нашей командой стояла задача разработать концепцию открытия регионального представительства компании. Основной наш коллектив — это люди, курирующие научно-исследовательские и методологические разработки, мы никогда ничего не строили и не открывали. Поэтому процесс шел долго, мы не могли понять зачем нам нужно это представительство, почему именно в этой локации.
Теперь я решил разобрать этот проект с точки зрения понятий системного мышления. Попробовать описать составные части проекта, его цель (целевую систему), надсистему и систему обеспечения.
Изначальная постановка цели стояла следующим образом - нам нужно иметь представительство чтобы мы создали новое место притяжение для других инновационных партнеров и место, где мы могли бы организовывать новые форматы работы наших команд. Это был прямой посыл стейкхолдеров с указанием конкретного географического места. Мне на первый взгляд показалось что в такой постановке рассматривались только интересы стейкхолдера, без всестороннего учета интересов других ролей.
Надсистема в таком случае - место притяжения инновационной деятельности и позиционирования компании во внешнее окружение (1). Основная потребность, которую мы видели - создание новых форматов взаимодействия и доступа к интеллектуальным и технологическим ресурсам способное повысить уровень технологического развития и обеспечить консолидацию научных направлений в рамках этого подразделения. Когда мы начали изучать проект дальше выяснилось, что другие участники хотят видеть в нашем представительстве место, в котором можно быстро собирать команды по проектам на короткий промежуток времени и реализовывать разработку продуктов. Другие внешние проектные роли, хотели иметь место, где мы могли бы организовывать представительские стратегические сессии, в рамках которых ощущался дух технологического развития и сплоченной командной работы. И в итоге к описанию надсистемы (1) добавилось еще несколько строчек - для организации новых форм продуктовой деятельности и представительской функции. Отдельно были потребности об организации образовательной деятельности, подпитывающей наполнение целевой системы при ее эволюции.
На тот момент для наше команды целевой системой являлось "Представительство компании в конкретной географической локации". Реализация системы в физическом мире это конкретные люди с конкретной организационной и правовой формой, собранные в определенной локации. На первом этапе составными частями системы являлись (можно рассматривать как подсистемы): офис предприятия в новой локации; набор научно-технологических проектов, требуемых для старта деятельности в новом месте; коммуникационный план для развития осведомленности внутри компании о новом отделении; места проживания сотрудников в новом месте; образовательная программа подготовки новых сотрудников; исследовательские команды под проекты, системы интеграции подразделения с головной компанией и т.д. Очень похоже на архитектуру подразделения с людьми, процессами и технологиями, которые должны быть реализованы в целевой системе - то что должно быть детализировано инженерной ролью.
Эмерджентность системы заключается в том, что по отдельности компоненты системы не дают свойство по притяжению инновационного окружения и ускорения научно-технологической деятельности продуктовых команд.
Далее про систему обеспечения - системой обеспечения является наш коллектив и часть смежных ролей, которые формируют команду проекта по открытию представительства. В текущем виде система обеспечения должна обеспечить реализацию проекта по открытию представительства и его деятельности в первые несколько лет. В команде должна мыть роль менеджера по управлению процессом создания представительства, куратора образовательных программ, роль ученого-менеджера, руководящего исследовательским направлением, роль специалиста по кадрам (скорее всего совмещаемая), роль дизайнера, формирующего коммуникационной и презентационный материал для окружения, роль специалиста по внешним связям для организации и привлечения партнёров и т.д.
Так же важно учитывать и системы в окружении. Для этого проекта это географическое место, которое влияет на удобство целевой системы как для внутренних, так и для внешних проектных ролей, логистическая доступность, органы местного самоуправления, локальные образовательные учреждения, общественные пространства в месте размещения, нормативные документы и процессы самой компании и т.д. Все это будет влиять целевую систему, оказывая ограничения на возможности реализации успешной системы удовлетворяющее потребности внешних и внутренних проектных ролей.
Как я писал в самом начале, на момент организации проекта рассматривались только потребности внешних проектных ролей, но когда мы начали смотреть то, из каких составных частей состоит целевая система, мы выяснили что внутренние роли в виде ученых-исследователей, преподавателей и других участников не полностью удовлетворяют свои потребности в первом видение представительства, его локации и тех бытовых условий, которые там создаются. Без учета этих ролей мы сможем открыть представительство, но успешное существование этой целевой системы не произойдет.
Для себя я осознал что даже применение понятий СМ для таких вопросов позволяет выявить узкие места проекта, понять его реализуемость, а самое главное - успешность в ходе жизненного цикла системы.