Пост написан по результатам прочтения главы 8 учебника к курсу "Введение в системное мышление" и представляет собой попытку осмысления целевой системы главного рабочего проекта. Автор поста по профессии является преподавателем университета, где обучает студентов по направлениям связанным с охраной окружающей среды.
На первом этапе, в соответствии с минимумом, которым должен овладеть системный мыслитель, попытаемся определить целевую систему (system of interst), которая поможет выделить и более точно понять свое место в проекте.
На следующем этапе важно понять к какой системе относится целевая система - это будет надсистема проекта.
На всех последующих этапах уже важно прописать детали, всю иерархию от надсистемы до подсистем, систему в окружении и систему в обеспечении.
Итак, что может являться целевой системой преподавателя вуза? Если рассматривать конкретного преподавателя (меня), то его (возможной) целевой системой является конкретный участок мозга подведомственных ему студентов, где человек, находящийся в роли "учитель" осуществляет построение нейронных связей, которые адекватно способны проявить себя в тот момент, когда студенту это понадобится. Иными словами "учитель" взращивает мастерство своих студентов, через увеличение синапсов конкретного участка головного мозга. В этот момент происходит небольшое, но все же физическое изменение в мире, приращается что-то новое.
Что является надсистемой для данной целевой системы? Целевая система является частью, звеном своей надсистемы. Если мы говорим, что нейронные связи конкретного участка мозга - это целевая система, то логично предположить что сам студент является надсистемой. Сам студент способен в необходимый момент продемонстрировать те и или иные компетенции, для удовлетворения потребностей работодателя.
Также постараемся прописать различные иерархические уровни, которые мы можем на текущий момент представить в нашей системе:
1. Уровень преподавателя, человека осуществляющего создание новых синапсов головного мозга.
2. Уровень кафедры (структурного подразделения 1-го порядка), которое осуществляет разработку учебного плана, задает направление развития по взращиванию конкретных компетенций у подопечных студентов.
3. Уровень факультета (структурного подразделения 2-го порядка), которое, по идее, могло бы задавать стратегическое направление движения для всех кафедр факультета, но на деле занимается только обеспечением образовательного процесса, то есть представляет из себя систему в обеспечении. Это интересный вопрос, так как факультет по сути, сам отодвинул себя от каких-то предпринимательских действий и занимается только оргвопросами.
4. Вслед за уровнем факультета идет уровень Университета. Какова целевая система этого уровня? Готовый, квалифицированный специалист, способный приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Но в этом случае не совсем понятно чем тогда эта целевая система отличается от целевых систем факультета и кафедры? Объясняя это можно уточнить, что конечно, кафедра способна подготовить компетенции только по своему направлению, равно как и конкретный преподаватель. Факультет способен дать большее количество компетенций. В этом смысле только на уровне университета мы готовы говорить о сложившемся специалисте, который получает знания, умения и навыки не только в рамках одного факультета, но и всего вуза - заканчивая тем самым и получая университетское образование.