Первое выделение целевой и надсистем своего проекта

Пост написан по результатам прочтения главы 8 учебника к курсу "Введение в системное мышление" и представляет собой попытку осмысления целевой системы главного рабочего проекта. Автор поста по профессии является преподавателем университета, где обучает студентов по направлениям связанным с охраной окружающей среды.

На первом этапе, в соответствии с минимумом, которым должен овладеть системный мыслитель, попытаемся определить целевую систему (system of interst), которая поможет выделить и более точно понять свое место в проекте.

На следующем этапе важно понять к какой системе относится целевая система - это будет надсистема проекта.

На всех последующих этапах уже важно прописать детали, всю иерархию от надсистемы до подсистем, систему в окружении и систему в обеспечении.

Итак, что может являться целевой системой преподавателя вуза? Если рассматривать конкретного преподавателя (меня), то его (возможной) целевой системой является конкретный участок мозга подведомственных ему студентов, где человек, находящийся в роли "учитель" осуществляет построение нейронных связей, которые адекватно способны проявить себя в тот момент, когда студенту это понадобится. Иными словами "учитель" взращивает мастерство своих студентов, через увеличение синапсов конкретного участка головного мозга. В этот момент происходит небольшое, но все же физическое изменение в мире, приращается что-то новое.

Что является надсистемой для данной целевой системы? Целевая система является частью, звеном своей надсистемы. Если мы говорим, что нейронные связи конкретного участка мозга - это целевая система, то логично предположить что сам студент является надсистемой. Сам студент способен в необходимый момент продемонстрировать те и или иные компетенции, для удовлетворения потребностей работодателя.

Также постараемся прописать различные иерархические уровни, которые мы можем на текущий момент представить в нашей системе:

1. Уровень преподавателя, человека осуществляющего создание новых синапсов головного мозга.

2. Уровень кафедры (структурного подразделения 1-го порядка), которое осуществляет разработку учебного плана, задает направление развития по взращиванию конкретных компетенций у подопечных студентов.

3. Уровень факультета (структурного подразделения 2-го порядка), которое, по идее, могло бы задавать стратегическое направление движения для всех кафедр факультета, но на деле занимается только обеспечением образовательного процесса, то есть представляет из себя систему в обеспечении. Это интересный вопрос, так как факультет по сути, сам отодвинул себя от каких-то предпринимательских действий и занимается только оргвопросами.

4. Вслед за уровнем факультета идет уровень Университета. Какова целевая система этого уровня? Готовый, квалифицированный специалист, способный приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Но в этом случае не совсем понятно чем тогда эта целевая система отличается от целевых систем факультета и кафедры? Объясняя это можно уточнить, что конечно, кафедра способна подготовить компетенции только по своему направлению, равно как и конкретный преподаватель. Факультет способен дать большее количество компетенций. В этом смысле только на уровне университета мы готовы говорить о сложившемся специалисте, который получает знания, умения и навыки не только в рамках одного факультета, но и всего вуза - заканчивая тем самым и получая университетское образование.

Павел, спасибо большое за пост!

Небольшие уточнения по выделению системных уровней / иерархии: надсистема - целевая система - подсистема целевой – это иерархичное разбиение сверху вниз. Система обеспечения рассматривается отдельно для целевой системы: она не входит (не является частью) целевой, а изготавливает ее и подготавливает ЦС к эксплуатации. Поэтому я бы предлагала системное разбиение рассматривать так:

  • Надсистема
  • Целевая система (всей организации / предприятия – почему предприятие существует, за что ему платят?)
  • Подсистемы целевой системы
Система обеспечения целевой // цепочки систем обеспечения для целевой:
  • система обеспечения
  • подсистема системы обеспечения.
У вас рассмотрена иерархия цепочки системы обеспечения. Надо рассматривать целевую систему предприятия/организации в целом – в случае образования это может быть выпускник с натренированными выполнять какие-то функции участками мозга, выпускник с поставленным мастерством, которое он задействует в каких-то проектах (каких?). Вот эти вот проекты и будут "надсистемой", тк в этих проектах выпускник будет выполнять функции, которым его обучили ранее.

Что касается “синапсов”: “синапсы”, “участки коры головного мозга” – это модульное рассмотрение, те говорит о том, какой модуль что-то там делает. С точки зрения СМ нас в первую очередь интересует функция, те функциональное рассмотрение: не “какой там участок в какой части мозга формируется”, а функциональная часть студента (функциональный кусок мозга, который срабатывает в каких-то ситуациях). Например, собранность функционально – это готовность к мыслительному и телесному действию, готовим “мастера собранности” – готовим функциональный кусочек мозга, благодаря которому человек-деятель, агент сможет выделить приоритеты в проекте, обучении, разговоре, танце и действовать в соответствии с ними.
Выделение кафедр и факультетов пока тоже больше похоже на модульное рассмотрение (оргзвено), а не функциональное.

Возможно, стоит рассмотреть какой-то отдельно взятый образовательный проект: выпускник образовательной программы – это очень сложная система. Я бы предложила рассмотреть пока отдельный курс (и что там изготавливаем). Может быть, даже рассмотреть в качестве целевой не выпускника курса, а даже “образовательную сессию студента в ходе онлайн-урока” (если вы занимаетесь онлайн-образованием)

Помочь с рассмотрением может пост Анатолия по некоторым ролям (не системам!) в образовании: