Как создаются успешные системы

В современном системном мышлении вводится понятие "успешная система". Система считается успешной, если в ней учтены (удовлетворены) интересы всех внешних и внутренних проектных ролей. Команда проекта самостоятельно решает интересы каких проектных ролей учитывать при создании системы. Это осознанное решение, за которое команда несет ответственность. Команда ставит свою "шкуру на кон"[1], когда определяет список проектных ролей, чьи интересы будут прорабатываться в проекте и в итоге удовлетворяться в системе[2].

Первые стадии жизненного цикла любой системы связаны с замысливанием (идея), моделированием или проектированием[3]. На этих этапах происходит работа с интересами проектных ролей. Сначала выявляются все внешние и внутренние[4] проектные роли, а также их потребности (проблемы). Определяются интересы проектных ролей к системе, намерения и предпочтения. Исходя из данной информации команда определяет короткий список проектных ролей, над интересами которых далее будет продолжена работа.

Далее формулируются требования к системе, которые вытекают из выявленных потребностей учтенных внешних проектных ролей. Из требований формируется архитектура[5] системы, которая, в первую очередь, состоит из функциональной схемы, модульного разбиения и компоновки (места и размещения модулей в системе). По итогам архитектурного описания создаётся рабочая документация, в которой кроме важных архитектурных решений прописываются все остальные детали необходимые для создания системы.

Все разрабатываемые описания системы[6] отвечают на какой-то интерес учтенных внутренних или внешних проектных ролей. Важный принцип системного мышления: «есть интерес – значит нужно сделать соответствующее описание системы, а если нет интереса, то не нужно делать описание системы». Поэтому выбор короткого списка учитываемых проектных ролей означает, что далее будет составляться только соответствующие описания системы. Если в компании вы видите какой-то документ, то, скорее всего, он сделан для какой-то проектной роли. Например, рекламный буклет делается для потенциального интересанта, и он отличается от каталога продукции, который делается для подготовленного покупателя.

Составление дизайна, цветовая гамма, описание функций системы, список модулей (частей системы) и многие другие описания системы отвечают на определенные интересы. Системное мышление помогает разбираться во всех этих описаниях, и связывать их между собой при помощи других практик. Например, используя современную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) можно разрешать противоречия, которые возникают между разными интересами, и тем самым определять архитектуру системы.

Архитектура системы определяет стадии и вид жизненного цикла создаваемой системы. Классические стадии жизненного цикла системы: замысливание, проектирование, создание, эксплуатация, утилизация. Виды жизненного цикла можно поделить на две группы[7]: водопадный и спиральный. Водопадный вид жизненного цикла означает, что нельзя вернуться на предыдущую стадию жизненного цикла. Из стадии эксплуатации нельзя перейти на стадию создание и чего подправить[8]. Спиральный вид жизненного цикла позволяет проходить стадии по циклу. Обычно так работают в ИТ: сначала систему проектируют, потом создают, потом выводят в эксплуатацию и смотрят результат, а далее снова проектируют и т.д. Многие системы проходят по спиральному циклу или "живут" годами и десятилетиями.

Исходя из архитектуры, рабочей документации и стадий жизненного цикла определяются практики, которые используют внутренние проектные роли, чтобы «провести» систему по виду жизненного цикла. Команда выбирает практики и методы[9], которые постадийно создают систему. Например, замысливать систему команда будет методом мозгового штурма, выявлять требования методом интервью, разрешать противоречия и определять архитектуру методом ТРИЗ+, а производить – методом аутсорсинга[10], и т.д.

Определив практики жизненного цикла можно приступать к формулированию работ. Работы осуществляются по выбранным методам (практикам) внутренними проектными ролями в необходимые сроки. Работы собираются в этапы проекта, которые в отличие от стадий жизненного цикла идут в физическом времени. Стадии имеют логическое время, то есть все стадии выстроены в определенную логику – вид жизненного цикла. При этом стадии могут идти одновременно[11], а этапы проекта следуют строго друг за другом.

Обратите внимание, что итогом системного рассмотрения является список работ, которые должны быть выполнены внутренними проектными ролями в определенное время выбранными методами (практиками)[12]. Однако, чтобы получить понятные[13] работы необходимо связать и обсудить совместно вопросы предпринимательства, инженерии и менеджмента. Менеджер не может осознанно формулировать работы[14] без понимания вида и стадий жизненного цикла, которыми занимаются инженеры, а последние не могут создавать данные описания системы и ещё архитектуру без понимания возможностей (потребностей) и выявленных внешних проектных ролей, которыми занимается предприниматель.

Всю вышеописанную деятельность команда начинает проводить с первых дней замысливания системы и может продолжать на всех этапах реализации проекта по созданию системы, постепенно уточняя все описания системы и список работ. Параллельно выполняя уже понятные и запланированные ранее работы.

Здесь приведено краткое описание применения системного мышления к созданию успешной системы. Но множество нюансов опущено. Для их изучения требуется разобраться в трансдисциплине системное мышление и пройти этапы постановки мастерства, о котором речь шла в главе 7.

В конце укажем связь деятельности по созданию успешной системы со стадиями жизнедеятельности деятеля[15]. На стадиях «Потребление информации» и «Размышление» формируются идеи, эти стадии можно связать с предпринимательской деятельностью. На стадии «Стратегирование» определяются приоритетные проекты и системы, причем последние требуют моделирования и проектирования. Здесь проводится совместная работа предпринимателя и инженера. На стадии «Планирование» происходит перевод описаний системы в нарезанные по этапам проекта работы. В этом задействованы инженеры и менеджеры. А на стадии «Реализация» определенным проектным ролям необходимо выполнить запланированные работы (чек-листы). Это уже область ответственности менеджера.

Подводя итог рассмотрению деятельности по созданию успешной системы необходимо отметить, что системное мышление увязывает между собой предпринимательский, инженерный и менеджерский интересы. Системное рассмотрение позволяет формальным образом проложить путь от формирования идеи до ее воплощения в физическом мире в виде системы.


Понятия: системный подход 2.0, жизненный цикл, вид, стадии, этапы проекта.

  • [1]  Ответственность или «шкура на кону» разбирается в книге Н.Талеба «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Подробнее об этом понятии будет рассказано в главе 11.
  • [2] Один из интересов - стоимость системы. Стоимость может удовлетворить одних, но не удовлетворить других.
  • [3] Кроме приведенных названий первых стадий могут использоваться другие названия стадий для разных систем. В случае разработки ИТ-программ первая стадия может называться «концепция», в случае системы «работник» (персонал) – стадия может называться «определение необходимых компетенций» и т.п. Здесь будем все первые стадии назвать «замысливание» в том смысле, что на этой стадии происходит рождение идеи и обобщенное описание системы.
  • [4] Среди внутренних проектных ролей могут быть ремонтники системы и её ликвидаторы после её вывода из эксплуатации.
  • [5] Все самые важные решения о том, как устроена системы, из каких частей состоит.
  • [6] Включая архитектурные описания, которые необходимы инженерам.
  • [7] Другие виды жизненного цикла могут быть комбинациями водопадного и спирального видов жизненного цикла.
  • [8] Например, космический корабль одноразового использования.
  • [9] Метод – это совокупность практик, которые достаточны для получения определенного результата.
  • [10] То есть передать производство подрядчику.
  • [11] Тогда говорят про параллельную инженерию, когда вся система находится в проектировании, создании и эксплуатации одновременно, но, например, разными свои частями. Одна секция стадиона эксплуатируется, другая строится, а третья – проходит стадию рабочего проектирования.
  • [12] Работы на каждом этапе проекта могут быть сформулированы в общем виде для всей команды, а далее каждая роль определяет свой фронт работ. Исходя из профессионализма и должности работы нарезаются с разной степенью детальности. Аналогия из жизни: ребенку младших классов необходимо подробным образом нарезать работу по уборке в комнате (сделать подробный список), а ребенку старших классов можно просто сказать, чтобы прибрал в комнате (список он уже сам может сделать).
  • [13] Какая роль, в какое время и к какому времени, по какой практике, что должна сделать.
  • [14] Опытные менеджеры уже знают этапы проекта исходя из прошлых реализованных проектов. Однако, когда они сталкиваются с новыми системами, то наработанные алгоритмы могут не работать, а как нарезать работы исходя из жизненного цикла системы менеджеры даже не догадываются.
  • [15] Модель «Стадия жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля» описана в главе 5.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»