Зачем нужна «система»

Понятие "система" является основополагающим в понимании деятелем физической реальности. Данное абстрактное понятие (концепт) помогает деятелю менять мир, делая его лучше. С помощью "систем" человек думает о мире предметов и вещей. Здесь можно привести аналогию с физикой, в которой вводится понятие "физическое тело", под которым подразумевается материальный объект, имеющий массу, форму, объём. Далее в физике все рассуждения и законы привязываются к физическому телу, а когда физические законы применяются на практике, то "физическое тело" заменяется на соответствующий материальный объект (дорога, стул, ракета или поршень). Такая же аналогия с понятием "система". Каждый деятель работает со своими системами.

Системные методологии строятся вокруг понятия "система", обрастая другими понятиями, которые увязываются с основным понятием. В конкретных проектах "системы" выделяются из физического мира вниманием деятеля или командой. Системное мышление – это способность применять соответствующие методологии (трансдисциплины), чтобы выделять системы, их описывать и создавать, а также совершать с ними определенные действия.

Человек не может рассматривать весь мир целиком, не хватит вычислительной мощности мозга. Вниманием человек выделяет важное из реальности (контекста), но и при этом старается не потерять связь этого важного с миром в целом. Понятие "система" позволяет управлять вниманием, а потому говорят, что системное мышление – это способность управлять вниманием.

Системное мышление ставится путём реализации рабочих проектов, в которых тренируется внимание к выделению систем и системных уровней. Например, на уровне мотора обсуждают его мощность, крутящий момент, а можно «уйти» вниманием внутрь мотора и рассматривать работу цилиндров, поршней, 2-х или 4-х тактную работу или качество топлива. Также можно «подняться» на системный уровень выше мотора, и обсуждать весь автомобиль. Тогда внимание будет к скорости, цвету, дизайну, весу, цене автомобиля. В этом рассуждении приведены три системных уровня: на нижнем уровне – цилиндр и поршень, на втором – мотор, на третьем – автомобиль.

Само понятие «система» пришло из биологии. Когда биологи рассматривали окружающую среду, то хотели её как-то описать и разложить на части. Например, выделяли отдельно растения, животных, ареал и т.п. Вырабатывались определенные методологические подходы, и ставка на понятие «система» оказалась наиболее эффективной. Из биологии пришли определенные понятия, которые перекочевали в другие сферы. Сейчас можно говорить о таком универсальном системном подходе[1], с помощью которого можем подойти к изучению любой человеческой деятельности.

Но, прежде чем говорить о современном понимании "системы" обратимся к классическому определению[2]. Большинство системных методологий подразумевают под системой материальный, физический объект. В то же время в бытовом употреблении под "системой" могут пониматься какие-нибудь классификации[3], теории и методы[4], некоторые свойства и нормы жизни[5].

Системное мышление требует обязательного разделения физических систем и "бытовых систем", которые так называются в повседневной практике, но не имеют материального воплощения в реальности. Поэтому, когда кто-то говорит про системы необходимо в первую очередь, представлять, что за этой системой стоит в физическом мире.

Итак, системы всегда физичны, их всегда можно увидеть в реальности (хоть и в будущей реальности). Системы представлены в четырехмерном измерении (4D): трехмерное физическое пространство плюс время. По системам можно постучать, их можно потрогать, увидеть в физическом мире. Если не можете название системы связать с объектом физического мира, то значит работаете не с системой, а с классификацией, с теорией и другой абстрактной сущностью.

  • [1]  Подход – это когда понятия и методы из одной теории применяются к другой предметной области.
  • [2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Система
  • [3] Например, система Менделеева.
  • [4] Например, философская система Платона и система Станиславского.
  • [5] Например, система сдержек и противовесов, система моральных ценностей.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»