Практика видения системных уровней

После чтения седьмой главы и тренинга по ней, написал себе в заметках — попробовать описать проект на системных уровнях предпринимателя, инженера, менеджера.
Для практики мышление письмом хочу взять рабочий проект, например, информационная безопасность (ИБ) компании. На мой взгляд системные уровни, это уровни вложенности систем, пока не понимаю как рассматривать их с перечисленных выше уровней.


С точки зрения предпринимателя, ИБ снижает возможные риски в виде потерь финансов или репутации (которую можно и не восстановить потом) компании. Меня как предпринимателя больше беспокоила бы репутация. Из-за нее можно пострадать так, что придется создавать новую компанию, новый бизнес.
С точки зрения менеджера больше важны финансовые потери, и показатели простоя бизнеса из-за возможного ущерба. Менеджер смотрит на ИБ как свод регламентов, предписывающих определенные действия сотрудникам и внедрение (покупка, установка, отладка) различных систем для ИБ.
Инженера же больше интересует конкретная реализация проекта: какие правила файрволла сделать, какие скрипты под регламенты написать, как настроить DLP-систему, чтобы она не тормозила работу.


Надеюсь я правильно понял, про системные уровни менеджера, предпринимателя и инженера. С ИБ у меня всё. Но есть еще мысли относительно системных уровней и вложенности друг в друга. В учебнике был пример с чемпионат по футболу. А я могу предложить свой, например, транспортная система Москвы.

Из каких системных уровней может состоять такая система?

  1. Метрополитен, Мосгортранс (автобусы, трамваи, электробусы), такси, каршеринг, велопрокат, речной транспорт — это все выделим в уровень "средства передвижения". Отдельно, в этом уровне стоит выделить "личный автотранспорт".
  2. Все, что касается строительства и поддержания автодорог, железных дорог и тоннелей метро. Уровень "дороги". Внутри можно выделить уровень "освещение дорог, электрооборудования"
  3. Системы видеонаблюдения, ГИБДД, ЦОДД — уровень "Контроль движения по дорогам"
  4. Градостроительный депаратамент Москвы — уровень "проектирования дорог".
  5. Департамент транспорта — как объединяющий уровень.

Примерно так. Для расширения кругозора зашел на Mos.ru посмотреть структуру власти, и понял, что департамент трансопрта, строительный, ЖКУ, безопасность, строительного надзора, по архитектуре — все так или иначе относятся к дорогам. И при строительстве дорог все взаимодействуют и представляют свои системные уровни.

Даниил, спасибо за пост!
Да, уровни – довольно тяжелая тема. Я бы рекомендовала прочитать главы 4-5 учебника СМ2020, должно стать понятнее.

Что касается уровней: в вашем проекте вы описали интересы/concerns каких-то внешних проектных ролей: предпринимателей, инженеров, менеджеров, которые не изготавливают систему ИБ, а покупают ее. Это именно интересы / concerns, не уровни.

Что касается примеров с транспортом: не совсем точно. Если выделяем уровни, то каждый предыдущий уровень (подсистема) входит целиком в следующий (надсистему). “Двигатель” входит в “автомобиль” целиком, а вот “средства передвижения” в “дороги” не входят. “Контроль движения по дорогам” и “проектирование дорог” вообще больше похожи на состав системы обеспечения “дорожного движения”. Система обеспечения вообще в системном разбиении стоит отдельно, не является подсистемой.
В учебнике СМ2020 в главах 4-5 есть картинка, где система обеспечения вынесена отдельно. Очень рекомендую ее посмотреть.

Правильный пример системного разбиения в случае с транспортом мог бы выглядеть так:

  1. Электродвигатель (1) входит как часть в состав троллейбуса (2)
  2. Троллейбус (2) включает в себя подсистему электродвигатель (1) и сам является частью городского общественного транспорта (3), в который входят еще автобусы, маршрутки, метро и тп
  3. Городской общественный транспорт (3) включает в себя троллейбус (2) и сам является частью города
  4. Город (4) является надсистемой для городского общественного транспорта.

спасибо за комментарий!