Темная сторона шахмат и работа с неудовлетворенностями

Как уроки 3 и 4 помогли мне понять почему обучение шахматам в детстве не всегда полезно?

Уроки 3 и 4 курса "Введение в системное мышление" позволили мне глубже капнуть в работе с неудовлетворенностями. Практика мышления письмом позволила воплотить это в пост жизнь.

После выхода в октябре 2020 г. на экраны минисериала "Ход королевы" произошел всплеск интереса к шахматам. Поисковый запрос в Google "Как научиться играть в шахматы?" достиг максимума за 9 лет. Количество новых аккаунтов зарегистрированных в неделю некоторое время било все рекорды на крупнейшем шахматном портале chess.сom. А eBay сообщил о выросшем спросе на шахматные доски.

Корреляция запроса "изучать шахматы" с выходом сериала
"Ход королевы"

Я научился играть в шахматы в детском саду в 5-летнем возрасте. После этого немного играл в школе и значительно больше в университете. Всегда любил и уважал эту древнюю игру. Но значение шахмат для развития ребенка нельзя переоценивать. Будучи педагогом, мне посчастливилось некоторое время преподавать шахматы в школах, работая с детьми в возрасте 6-10 лет. Запросы родителей и администрации школы всегда выглядели одинаково и исходили из положительного эффекта увлечения шахматами для мозга ребенка.

В интернете вы найдете огромное количество постов и статей о том почему стоит отдать ребенка в шахматы. Но Вы найдете гораздо меньше статей почему этого делать не надо и этот пост один из таких.

Прежде чем читать дальше постарайтесь меня услышать: я НЕ отвергаю пользу шахмат для развития логического мышления, внимания, усидчивост и пр., о чем вам расскажет любая из множества статей под обобщенным названием "10 причин почему нужно играть в шахматы". Но у каждой медали две стороны, и мне хотелось бы обратить внимание будущих и настоящих родителей или просто любителей на некоторые аспекты шахмат способные помешать добиться успеха в реальной жизни.

В книге "Принцип ставок" Энни Дьюк ссылается на беседу математиков Дж. Неймана и Дж. Броновски относительно теории игр и уместности использования шахмат в качестве ее примера. Шахматы, по мнению Неймана, являются четко определенной формой вычислений, а не игрой. В любой позиции на шахматной доске возможно найти наиболее удачных ход.

Но настоящие игры совсем не такие. Реальные ситуации из жизни, для работы с которыми используют теорию игр намного сложнее. В них есть блеф, тактика, обман и удача. В таких играх полезно знать, что другая половина думает о ваших дальнейших действиях и уже от этого строить дальнейший сценарий игры. В шахматах этим знанием можно пренебречь и играть не против человека, а против позиции на шахматной доске, где в среднем 40 раз за партию вам нужно принять точное математическое решение.

Итак, если все же использовать терминологию теории игр, шахматы - классическая игра с нулевой суммой/zero-sum game/антагонистическая игра. В шахматной партии разыгрывается 1 очко и существует всего три исхода: выигрыш - 1 очко, ничья - 0,5 очка, проигрыш - 0 очков. То, что не получили Вы, получил Ваш соперник.

Первой причиной почему шахматы могут быть вредны - ребенок начинает воспринимать мир сквозь парадигму игры с нулевой суммой. В этом случае субъекты отношений в других сферах могут рассматриваться только как конкуренты, а не как партнеры.

Здесь уместно вспомнить лауреата Нобелевской премии Джона Нэша (ученика того самого Дж. Неймана). В фильме о Нэше "Игры разума" главному герою в голову как раз приходит идея о том, как познакомиться в баре с девушками использую парадигму игры с НЕнулевой суммой (ссылка на фрагмент https://www.youtube.com/watch?v=ERikN13y4iw).

Аналогичная идея заложена в фильме 2016 г. "Прибытие"(Arrival), где люди пытаются объяснить свою картину мира инопланетянам. Главная героиня хочет сделать это через идею игры с НЕнулевой суммой. В то время как КНР объясняет свою модель используя игру маджонг, где Вы или выигрываете или проигрываете (игра с нулевой суммой), тем самым рискую вызвать конфликт.

Проблема ребенка, с ранних лет имеющего обширную практику игры с нулевой суммой, в том, что в ситуациях где необходимо использовать другую стратегию ее просто не заметят. Современный мир предлагает все больше ситуаций игр с НЕнулевой суммой. Бизнес, семейные отношения, хобби - источники примеров игр с НЕнулевой суммой, где акцент делается на сотрудничестве.

Даже если Вы ведете своего ребенка на шахматы с чистыми помыслами развить интеллект, Ваше чадо оказывается в ситуации "игры" и вынужденно бороться: побеждать или проигрывать. Мышление развивается фоном, но внимание направлено на то, чтобы выиграть. Не тешьте себя мыслью, что ребенок сможет абстрагироваться от азарта игры и думать о том, что он занимается шахматами, чтобы развить интеллект, а все остальное его не касается.

Вторая причина по которой шахматы могут быть вредны - формирование обостренного чувства справедливости.

Следуя высказыванию Савелия Тартаковера "...в шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним".

В шахматах почти нет места везению. Конечно у каждого шахматиста в загашнике найдутся истории про то как он подставил ферзя, но ПОВЕЗЛО, соперник не заметил. В шахматах все эти "повезло" являются математическими ошибками, Вашими или Вашего соперника. Поэтому шахматы одна из самых справедливых игр на свете. Более того, шахматы отзывчивее чем многие другие виды деятельности в отношении результата. Здесь результат сильно коррелирует с затраченным на шахматы временем.

Опять же к жизни такая установка далеко не всегда применима. Мы часто слышим о том, что не нужно искать в жизни справедливости. При сформировавшейся установки в раннем возрасте от этого посыла тяжело избавиться в жизни. Подростку с сформировавшимся комплексом справедливости труднее реагировать на несправедливость окружающей жизни.

Третья, и последняя причина - в нашей культуре гипертрофировано раздуто влияние классического понятия слова интеллект. И хотя с 70-х годов его интенсивно пересматривают (см. теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, эмоциональный интеллект Гоулмана и пр.), по прежнему для нас умение решать логические задачи тождественно успеху в жизни.

Шахматисты всегда носили ореол "умников". Но в современном мире "умник" не тождественно словосочетанию "способный обеспечивать себя и свою семью в долгосрочной перспективе". Мне приходилось видеть огромное количество взрослых шахматистов. Далеко не все они выглядят как Карлсен, Аронян, Накамура и Непомнящий. Очень редко это люди в дорогих костюмах, с ухоженными ногтями и просто опрятно выглядящие. Страсть к игре часто затягивает на "темную" сторону шахмат, игроки забывают о реальном мире, находясь во власти игры. Уберегите своего ребенка о этого перекоса.

Резюмируем:

  1. Для тех кто читал не очень внимательно! Шахматы - полезная игра, отлично развивающая мозги. НО! Есть и негативные стороны.
  2. Играя в шахматы ребенок способен крепко унаследовать парадигму игры с нулевой суммой в дальнейшем используя преимущественно ее по жизни, что не очень релевантно запросам современного мира.
  3. Шахматы способствуют развитию комплекса "справедливости". Психологи меня поправят. Речь идет о том, что вы переносите принципы справедливости игры, на реальный мир. Не находя справедливость в мире можете разочаровываться.
  4. Шахматы важно дополнять другой активностью, способной развить остальные виды интеллекта. Для шахматиста существует опасность свалиться в "темную" сторону игры и посвящать себя только ей, забывая про реальный мир.
  5. Все перечисленное автор прошел на личном опыте. У меня нет репрезентативной выборки, данный пост сделан на основе личных наблюдений автора за собой и другими шахматистами в детством и взрослом возрасте.

Павел, отличный пост-рассуждение, спасибо большое!
Абсолютно согласна с идеей о ненулевой сумме. Пост очень крутой)))