Этапы развития мастерства

Чтобы стать деятелем необходимо развивать мастерство на всех платформенных уровнях. Платформенные уровни задают в числе прочего широту необходимых знаний для жизненного мастерства. Но для того, чтобы в совершенстве освоить конкретную дисциплину (трансдисциплину) необходимо пройти несколько этапов развития мастерства независимо от того, ставите ли вы системное мышление или прикладную практику.

Используя модели обучения, о которых речь шла в главе 2, можно выделить следующие этапы развития мастерства[1]: Объяснение — Умение — Навык — Мастерство[2]. Приведем пример прохождения этапов развития мастерства на примере системного мышления.

Этапы и
примерное
время
РезультатКурсы ШСМ
Объяснения
(около 60
часов, но не
менее 4
недель)
Владение понятийным минимумом за счёт решённых тренажерных задач, написанных
постов по методологии курса.
Два варианта получения знания:
1. Онлайн-курс "Системное мышление 2020" - самостоятельное обучение, в т.ч. решение тренажерных задач;
2. Базовый курс "Системный подход в менеджменте и инженерии" - обучение с участием преподавателя и кураторов, а также самостоятельная работа.
После успешного окончания курсов
автоматически присваивается квалификация уровня №1 "Падаван"[3].
Умение
(около 6-12
недель по 10-
15 часов в неделю)
Системное описание по учебному проекту, в котором связаны области интересов предпринимателя, инженера, менеджера: тренировка составления рабочих продуктов и связок между ними с целью получения итогового чек-листа работ по всем этапам проекта.
Написанные посты по учебному проекту, решённые усложнённые задачи, проведённые лабораторные работы и написанное итоговое эссе.
Требуется обязательно успешно закончить оба курса:
1. Курс «Онтологика и коммуникации 2020»;
2. Практикум "Системное мышление" - обучение с участием преподавателя и кураторов.
Прохождение этапа "Умение" позволяет получить квалификацию уровня №2 "Выпускник" в случае прохождении защиты эссе, а также написания не менее 5 постов по методологии системного мышления.
Навык (около 8 недель по 10-15 часов в неделю)Системное описание рабочего проекта под руководством наставника, в котором выделены системные уровни и цепочки обеспечения: тренировка выделения своей системы, многоуровневого рассмотрения и составления цепочек обеспечения, а также умение работать с несколькими целевыми системами предприятия.Требуется обязательно успешно закончить:
1. Все курсы методологического мастерства
2. "Системный менеджмент" или "Системная инженерия" или "Системное предпринимательство"
Рекомендация: пройти персональный менторинг, вести волонтёрскую деятельность (кураторство на курсах или реализация проектов в ШСМ).
Прохождение этапа "Навык" позволяет получить квалификацию уровня №3 "Практик" в случае прохождении защиты эссе, а также ведения публичной деятельности.
Мастерство (постоянно)Самостоятельное описание рабочего проекта и его успешная реализация. Публичное представление результатов рабочей деятельности, научные статьи с результатами исследований, просветительские статьи.Требуется обязательно успешно закончить:
1. Все курсы мыслительного мастерства
2. Менторинг Мастерство развивается в рабочих проектах, результаты которых представляют на семинарах и конференциях ШСМ. Прохождение этапа "Мастерство" позволяет получить квалификацию уровня №4 "Мастер" при условии публичного представления результатов успешно реализованного рабочего проекта, научной деятельности и популяризации системного мышления (статьи, выступления и т.п.).

Задача первого этапа «Объяснение» – получение знаний и способность разъяснять существующие в дисциплине понятия, принципы и правила. И это индивидуальная, а не командная работа. Никакой игровой формы обучения, а систематическое чтение, размышление[4] и планирование[5]. В любом изучении дисциплины необходимо обращать внимание на понятийный минимум, и с помощью учебных задач постараться его освоить[6]. Например, при изучении системного мышления для этого в онлайн-курсе предусмотрен тренажер учебных задач в виде 173 кейсов для решения, а каждый кейс содержит до десятка вопросов. Читая учебник и практикуя мышление письмом при решение учебных задач, ученик получает знание и тренирует способность оперировать понятийным минимумом.

Способность разъяснять существующие в дисциплине понятия и принципы трансдисциплины системное мышления подтверждается написанными постами по материалу учебника. На картинке приведен список вопросов, по которым необходимо уметь объяснять суть системного мышления.

Применение понятий системного мышления является необходимым условием для дальнейшего изучения системного мышления[7]. Однако, только знания не гарантируют системного мышления. Опыт студентов показывает, что для изучения учебника «Системное мышление 2020» потребуется около 60 часов в течение месяца или 2 часа каждый день, а если не каждый день – около двух месяцев. Самостоятельное обучение желательно осуществлять в рамках одноимённого онлайн-курса[8], где представлен текст учебника, тренажер и разнообразные сервисы типа удержания внимания (трекер Помодоро), поиска, рассылок и т.п. В случае, если сложно проходить самостоятельно онлайн-курс, то вам целесообразно пройти базовый курс «Системный подход к менеджменту и инженерии»[9], на котором преподаватель поможет снять затруднения и расскажет про подводные камни. И в случае самостоятельного изучения, и при прохождении базового курса необходимо обязательно практиковать мышление письмом[10].

Демонстрация системного мышления: понятия

Проверь себя: знаяешь ли ты, в чем разница ?

1. Системность и систематичность
2. Синергия и эмерджентность
3. Приемка и проверка
4. Валидация и верификация
5. Совершенствование и развитие
6. Потребности, требования и ограничения
7. Стратегия и стратегирование
8. Жизненный цикл (ЖЦ) системы и ЖЦ
проекта
9. ЖЦ 1.0 против ЖЦ 2.0
10. Метод и практика
11. Системное и традиционное лидерство
12. Интерес, предпочтение, намерение
13. Описание системы и документация системы
14. Физический и абстрактный миры
15. Альфа и рабочий продукт
16. Работы и практики
17. Функциональный анализ и модульный синтез
18. Процессы, проекты и задачи
19. Проектная роль и исполнитель
20. Функция и конструкция
21. Дисциплина и технология
22. Оргвозможность и оргспособность
23. Управление работами и управление
жизненным циклом
24. Черный и прозрачный ящики системы
25. Архитектура и рабочее проектирование
26. Системы систем и люди в системах
27. Интерес и метод описания
28. Должность, звание и роль
29. Проектная и деятельностная роль
30. ….

Второй этап развития мастерства системного мышления – формирование умения применять трансдисциплину системное мышление. Умение – это способность применять понятийный минимум к учебному проекту по созданию какой-то системы. В рамках учебного проекта не требуется обязательно создать систему, но обязательным является системное описание проекта и создаваемой системы.

Учебный проект может не касаться профессиональной деятельности, главная задача связать все понятия системного мышления между собой в единое непротиворечивое описание. Поэтому важно не решить проблемы текущего рабочего проекта, а увидеть, как связан предпринимательский взгляд на потребителей и других заинтересованных лиц с инженерным взглядом на задуманную систему и с менеджерским взглядом на организацию проекта. Многие считают, что эти взгляды если и имеют связь, то она не важна для конкретного специалиста, который решил развиваться только в одной области интересов. Тем не менее, красота системного подхода открывается тогда, когда вы сможете протянуть линию рассуждений от проблем потребителей к требованиям проектных ролей и архитектуре системы, её виду и стадиям жизненного цикла, а далее к этапам проекта и работам команды по определённым практикам.

Учебный проект можно осуществлять, следуя по чек-листу практикума «Системное мышление». Практикум рассчитан на несколько недель самостоятельного изучения теории, включает домашние задания по написанию постов и составлению рабочих продуктов по проекту, которые по итогу собираются в итоговое эссе. По результатам практикума проводится защита написанного системного эссе и представляются написанные посты в блоге ШСМ.

Третий этап - формирование навыка применять трансдисциплину системное мышление. Навык в отличие от умения формируется при реализации собственного рабочего проекта под руководством преподавателя. На этом этапе студент обязан сформировать системное описание по проекту и создаваемой системы, и пройти защиту. Реализация рабочего проекта может не включать все стадии создания системы, потребуется только формирование всех описаний, предусмотренных учебником. Участие преподавателя возможно в рамках группового или индивидуального менторинга, который длится обычно 2 месяца.

Четвертый этап – формирование и бесконечное развитие мастерства. Мастерство человека, как мы разбирали в главе 2, определяется как способность человека применять знания, умения и навыки в неидеальных условиях, самостоятельно бесконечно развивать мастерство и передавать знания другим людям. После окончания курсов деятель самостоятельно реализует рабочие проекты. Чтобы стать мастером, человек должен выбрать наставника, который поможет ему осуществлять научную, просветительскую и преподавательскую деятельности. Например, можно участвовать в волонтёрских программах школы, становится куратором учебных групп студентов, а далее становится преподавателем школы[11], обучать коллег в своём рабочем коллективе. Главный символ мастерства – это не только профессиональные рабочие продукты, научные публикации, но также желание бесконечного развития, выраженное в изучении нового и передаче знаний другим.

Подводя итог данного раздела, можно сказать, что модель ЖЦ деятеля и этапы развития мастерства определяют личную образовательную траекторию. Данные модели помогают ставить понятные цели поэтапного обучения жизненному мастерству, видя конкретные результаты и получая внутреннее удовлетворение от процесса деятельности.

Модель: «этапы развития мастерства - объяснения, умения, навык, мастерство».

  • [1]  До того, как вступить на первый этап необходимо узнать о существовании знания и понять почему оно вам нужно. Это так называемый переход от неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности.
  • [2] Назовём её моделью «Этапы развития мастерства».
  • [3] Квалификация или уровни мыслительного мастерства в ШСМ описаны в главе 12.
  • [4] В процессе обучения в качестве размышления можно начинать с практики мышления проговариванием, но обязательно далее в процессе обучения необходимо практиковать мышление письмом. Не читаете и не пишите – не учитесь!
  • [5] Для развития любого мастерства необходим определенный уровень мастерства нижнего платформенного уровня. И даже для повышения собранности необходимо уже опираться на какой-то фундамент владения собой. В роли ученика необходимо систематическая работа с изучаемым материалом и планирование обучения в своём графике, когда «ни на что не хватает времени».
  • [6] Один из универсальных методов на данном этапе обучения – метод Фейнмана (https://4brain.ru/blog/метод-самообучения-фейнмана/).
  • [7] Даже если вы осваиваете какой-то другой вариант системного мышления или какую-то прикладную дисциплину, то без знания понятийного минимума нельзя говорить, что вы демонстрируете системное или какое-то прикладное мышление с формальной точки зрения.
  • [8] https://system-school.ru/systems-thinking
  • [9] https://system-school.ru/base
  • [10] Например, это можно делать в блоге ШСМ: https://blog.system-school.ru/
  • [11] Преподавательская деятельность может осуществляться параллельно с другой рабочей профессией, а в случае развития мастерства – это даже необходимо.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»

1 лайк

Вот чего я пока не могу понять в системном мышлении, так это обилие сносок, затрудняющих чтение. Ведь, если под сноской важная информация, ее лучше включить в текст, если не важная, то лучше ее удалить, а если под сноской ссылка, то можно ее оформить гиперссылкой в тексте.
И только, если цель именно в том, чтобы затруднить чтение материала … .

К слову, у меня такое же (отрицательное, смешанное с непониманием и внутренним неприятием) отношение к сноскам в книгах. Особенно если текст сноски на другой странице.

Наверное, истина где-то рядом. Но пока от меня она ускользает )

Сноски – зло, разделяю вашу позицию.
Отмечу только, что в курсе Системное саморазвитие на платформе Aisystant они реализованы внутри текста: клацаешь по сноске и её содержимое вставляется прямо посреди текста, листать вниз страницы не надо. Хотя и это тоже мешает чтению, сбивает с потока мысли. Но всё же вред не такой сильный, как при необходимости листать вниз, чтобы прочитать сноску.

Забавно, но мне с точностью до наоборот. Правда именно в учебнике. Я получается главу читаю минимум два раза - без открытия сносок и с ними. Но, кстати, в формате поста в блоге мне тоже неудобно.