Определение сложности решаемой задачи

Ученые Бренда Циммерман (Йоркский у-т) и Шолом Глоуберман (Торонтский у-т), изучая проблему сложности, систематизировали решаемые человечеством проблемы на
3 уровня сложности: простые, сложные и сверхсложные.

К простым ученые отнесли проблемы, которые возможно научиться решать применяя успешный паттерн. К ним можно отнести, например, приготовление пирога по рецепту. Путь к решению простой задачи - воспроизведение простых операций по рецепту для получения готового продукта. Как правило простые задачи решаются минимальным набором приемов, которые могут выполняться одним человеком.

К сложным операциям ученые отнесли высадку на Луну. Здесь, вероятно, важно пояснить, что речь идет не о первой высадке 1969 года, а о проекте, который мог бы реализовываться сейчас. В этом случае эту задачу решал бы коллектив, хотя задача тоже решалась бы на основе выполнения простого набора паттернов. Принципиальные отличия от простых задач здесь -

1) работает группа,
2) набор операций больше,
3) разнообразие операций высоко.

К сверхсложных задачам авторы отнесли, например, воспитание ребенка. Особенность сверхсложных задач в том, что использование наиболее удачных паттернов
не гарантирует достижение приемлемого результата, как в случае с простыми и сложными задачами (именно по этой причине первый запуск человека в космос, первая высадка на Луну были безусловно сверхсложными задачами по классификации Циммерман и Глоубермана, т.к. готовых успешных точно повторяющих задуманное паттернов, гарантирующих выполнение задачи еще не было).

Резюмируем:
в основу описанной классификации сложности задач положен подход, который позволяет нам выделить нечто общее у всех групп проблем - это какой-то шаблонный набор решений, следуя которому возможно достичь (приблизиться к) поставленной цели. В некотором смысле, этот набор решений можно обозначить термином "чек-лист". Сложность проблем увеличивается по мере:

  1. набора пунктов "чек-листа";
  2. количества лиц, задействованных в решении проблемы (возможно, в терминологии системного мышления здесь уместно говорить о количестве подсистем целевой системы);
  3. прогонозируемости результата. Иными словами какова вероятность реализации целевой системы в случае успешной реализации всех подсистем.

Данный подход возможно дополнить и применять для определения (осознания) уровня сложности задач, с которыми нам приходится сталкиваться. Как видно из примеров, задачи разных типов могут могут встречаться в нашей жизни регулярно. Безусловно, деление на три уровня отдает некоторым редукционизмом, более правильно было бы говорить о некоторой (некоторых) шакалах, позволяющих трезво оценивать сложность задачи и прогнозируемость ее выполнения.

Павел, спасибо за пост!
Что-то в этой классификации есть))
Системное разбиение (выделение целевой системы, надсистемы, системы обеспечения) по этой классификации наверняка бы относилось к “сверхсложным” задачам. Потому что четкого паттерна “делай 1,2, 3 и будет тебе счастье” тут нет: каждый раз выделяем уровни вниманием в зависимости от целей. Но об этом еще поговорим))