Интеллект и системное мышление

Часть мозга, которую называем интеллект, отвечает за решение сложных новых задач. Современный интеллект демонстрирует адекватное текущим задачам ролевое мастерство и методологическое мастерство. В предыдущих главах говорилось, что современное ролевое мастерство основано на актуальном для нашего времени деятельностном кругозоре, а в методологическом мастерстве место STEM[1] постепенно занимают системное мышление, онтологика и коммуникации, научное и вычислительное мышление, праксиология и этика.

Поведение интеллекта – это мыслительное мастерство. Соответственно общее мыслительное мастерство отвечает за нахождение решения сложных новых задач. Это мыслительное мастерство выявляет проблему, потом переводит её в формализованную задачу и находит метод решения. При этом само решение, которое символизируется появлением рабочего продукта, происходит с помощью прикладного мастерства.

В мыслительном мастерстве задействуется ролевое мастерство и методологическое мастерство. Ролевое мастерство помогает выявить заинтересованных лиц и разобраться с рассматриваемой деятельностью[2]. Методологическое мастерство, в первую очередь, помогает формализовать и найти решение задачи.

Системное мышление, являясь частью методологического мастерства, участвует на всех стадиях от выявления проблемы до её решения. На этих стадиях системное мышление позволяет работать с разными картинами мира, выделять разные системные уровни и создавать верхнеуровневые модели, чтобы рассматривать задачу по частям, но не потерять целое.

Обычная железная система сначала создаётся, а потом используется. Интеллект используется, и одновременно он развивается. С человеческими системами не совсем так, как с железными системами. Автомобиль сначала создаётся, а когда он создан, то он эксплуатируется и не развивается, а наоборот, даже постепенно теряет свои первоначальные свойства. Человеческие системы, если они выдерживают нагрузку, наоборот, только становятся лучше, то есть первоначальные свойства после воздействия на них улучшаются. Такое свойство Насим Талеб назвал антихрупкостью. Наши мышцы и мозг развиваются от нагрузок, которые заставляют их работать. Поэтому так важно загружать мозг и, в частности, интеллект новой работой[3].

Загружая мозг работой необходимо понимать, что он работает на трёх платформенных уровнях, согласно модели "Человек-платформа". Решение кроссвордов, тестов ЕГЭ, заучивание стихотворенья или монотонная профессиональная деятельность – это важная работа мозга, но её абсолютно недостаточно для усиления интеллекта. В такой деятельности, скорее всего, не задействован интеллект. Для развития интеллекта необходимо решать постоянно новые сложные задачи. И это не имеет ничего общего с тестами IQ и другими подобными тестами, которые ничего не говорят о вашем интеллекте, кроме того, насколько хорошо вы решаете абстрактные задачи из данного теста.

Составляя системное описание обязательно задействуется интеллект, поскольку каждый новый проект даже в одной и тоже сфере деятельности требует учитывать множество разных ситуаций и картин мира. Одинаковых проектов и систем практически нет, жизнь постоянно меняется, и сегодняшний шаблон уже устаревает на завтрашний день[4]. Поэтому системное мышление не только помогает решению проблем, но и развивает интеллект намного лучше, чем многие другие когнитивные занятия. Системное мышление применяется прямо к жизненным ситуациям, а не к учебным примерам таким как развитие эрудиции и решение абстрактных проблем из тестов.

  • [1] Трансдисциплины STEM также усиливают интеллект, но эти трансдисциплины устарели, они не дают необходимой для нового технологического века скорости и качества решения новых задач.
  • [2] За это отвечают соответственно практика ролевого мастерства "выявление ролей" и деятельностный кругозор.
  • [3] Обычная типовая работа осуществляется прикладным мышлением, и не способствует усилению интеллекта.
  • [4] Например, строительство двух домов одной и той же серии – это разные проекты, так как местность разная, другие заинтересованные лица и т.п.

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»