Творчество как жизненный цикл противоречия

Под творчеством всё чаще и чаще понимается даже не нахождение иголки в стоге сена: например, выигрышного хода в шахматной партии, то есть решение огромной комбинаторной задачи, эдакое "постмодернистское творчество". Нет, всё чаще и чаще творчество понимается именно как решение противоречия, решение проблемы, преодоление остановки в рассуждениях: достижение того, что раньше считалось невозможным а не просто ресурсно трудным.

Можно посмотреть, каким образом сегодня демонстрируется творчество в системах искусственного интеллекта, каким образом реализуется "порождение нового". Потенциальные кандидаты хороших решений берутся из животного "горячего" существенно зашумленного и ошибочного мышления самой левой части спектра, то есть потенциальная идея берётся из хаоса, после чего некоторые идеи прорываются как догадки и как-то формулируются/формализуются в более правых частях спектра мышления. Но для "творчества" этого оказывается недостаточно: чтобы понять, подходит ли нам результат, нам нужно иметь формального "критика", который оценивает результат творчества. И этот "критик" находится много правее по спектру, чем представляющий догадки из хаоса "творец". Этот алгоритм очень грубо описывает работу GAN, generative adversarial networks, порождающей состязательной сети[1].

Нужно просто запомнить: творчество появляется в соревновании доставаемых из хаоса потенциальных идей и всё более и более формально и жёстких установленных ограничений на эти идеи. Ни хаос сам по себе, ни формализация с достижением противоречий ничего не дадут для творчества.

Бесконечное развитие в этом: эволюция, то есть различные мутации, ходы в неизвестное, доставаемое из хаоса, а затем проверка жизнеспособности полученных из хаоса вариантов. Есть самые разные алгоритмы для такой работы, и скорость получения приемлемых новых решений удивляет: эволюция работает неожиданно быстро, речь не идёт о тупом переборе вариантов чистого хаоса. Главное тут помнить: новое рождается путём творческой фильтрации хаоса в ходе бесконечного развития.

Так что умения формализации/деформализации нужны не сами по себе, а именно для творчества, для работы по преодолению противоречий.

Для появления творческого системного мышления нужно использовать сильные стороны каждой из работающих с противоречиями системных методологий, выразив их как некоторый "жизненный цикл противоречия":

  • способы формализации типа используемых в TOC для более точного формулирования корневой проблемы. В системной инженерии чаще всего проблемы появляются как несовместимость функциональных и конструктивных описаний: невозможность осуществить модульный синтез такой, какой нужен для реализации требуемых функций. Конечно, и в современном ТРИЗ+ тоже уже есть подобные инструменты. Это ход на формализацию/схематизацию: из просто текстов-баек с описанием ситуации мы переходим как минимум к схемоидам, и затем формулируем противоречие в максимально достижимой жёсткой логической форме. Это в системном мышлении обычно называется "системный анализ". Увы, системный анализ может только показать проблему, показать противоречие, а решать её должен синтез.
  • методы развития творческого воображения, шаблоны/способы/стандарты решения противоречий. Конечно, тут всё не ограничивается только ТРИЗ, есть множество школ мысли, которые пытаются работать с этим шагом генерации идей, с этой стадией творчества. В системном мышлении это системный/архитектурный (чаще всего модульный) синтез.
  • дотягивание идеи до её формального выражения (моделирование, абстрагирование/отбрасывание неважного, логическая проверка на итоговую непротиворечивость), чтобы продемонстрировать итоговый бесконфликтный/непротиворечивый схемоид или даже схему. Это опять "анализ", но уже результата синтеза, а не начальной ситуации — можно обсуждать, та же ли тут практика, что и в первом "анализе", или другая. Первый анализ успехом имеет сформулированное противоречие, а во втором анализе успех — это наоборот, отсутствие противоречия.

Конечно, речь не идёт о трёх стадиях творческого системного мышления, трёх стадиях жизненного цикла противоречия, трёх последовательных этапах, трёх работах. Нет, речь идёт о трёх практиках жизненного цикла противоречия, а уж как отдельные работы этих практик будут распределены по времени и ресурсам/исполнителям — это нужно обсуждать отдельно. В этом жизненном цикле есть малый цикл опробования множества идей, а ещё возможен большой цикл с попыткой выхода на полезное противоречие, которое правильно было бы решать. Это точно не последовательность стадий, все эти циклы идут в логическом времени, а не в физическом времени.

Пока такой "гибридной" для всех системных методологий лучшей практики для работы с противоречиями в системном мышлении не существует, хотя наверняка люди над этим работают (как уже начали работать люди из сообществ TOC и ТРИЗ).

Сегодня в системном мышлении можно найти не только аналитический по сути своей чеклист по объектам внимания, которые нужно удерживать в проекте по созданию системы. В системном мышлении есть места для явного задействования (обычно архитектурного) синтеза. Механизм творчества как механизм достижения ранее невозможного тем самым мы не выносим в отдельную вызываемую из системного мышления процедуру, а включаем в мышление. И связан он с использованием смены уровня формальности рассуждений при работе с различными описаниями системы. Этот жизненный цикл творчества как жизненный цикл работы с противоречием нужно включать в учебные курсы системного мышления хотя бы в виде ссылок на уже имеющиеся системные методологии, где явно обсуждаются методы формулирования и преодоления противоречий. И преподаваемое системное мышление с этого момента будет включать в себя творчество явно, а не только подразумевать его. Не нужно порождать отдельный термин "творческое системное мышление", но нужно говорить о творчестве в системном мышлении, не опускать этого вопроса.

[1] более формальное описание в https://arxiv.org/abs/1406.2661

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».