Создание прототипа против массового производства

Чтобы произвести автомобиль нужно понимать проблемы конкретного клиента и какую функцию будет исполнять авто в надсистеме. Невозможно создавать автомобиль, не понимая его внутреннее устройство. Также невозможно обучать человека (или человек не может развивать себя) не понимая как же устроен деятель. Или вернее, его жизненное мастерство человека. Большинство вузов и школ учат тому, что записано в государственных стандартах. Люди в образовании мало уделяют внимание моделированию главного продукта. Автозаводы себе такое позволить не могут. Мы тоже понимаем, что спроектированная в прошлом веке система образования устарела и её нужно менять.


Чтобы произвести автомобиль нужно понимать проблемы конкретного клиента и какую функцию будет исполнять авто в надсистеме. Например, это может грузовик или лимузин. Также важно знать устройство автомобиля. Есть общий функциональный принцип для всех самодвижущихся средств, хотя для каждого класса авто будут свои нюансы.

Исходя из всех этих знаний определяется система обеспечения. Система обеспечения автомобиля - это все системы, которые замысливают, проектируют, создают, помогают в эксплуатации (ремонт и техобслуживание), утилизируют автомобиль. Если нужно создать один автомобиль, то система обеспечения может уместиться в гараже, и даже один умелец сможет выполнить все необходимые роли: от дизайнера до ремонтника. Скорее всего, он же будет клиентом: водителем, пассажиром, собственником и т.п. Чтобы создать партию авто нужно знать количество и местонахождение потенциальных клиентов, а также другие характеристики целевой группы, влияющие на покупку и владение.

Устройство автомобиля будет не столь существенно по сравнению с анализом рынка и устройством системы обеспечения партии автомобиля. Эта система обеспечения уже включает целый завод, сеть дилеров и т.п.

В системном мышлении нельзя путать эти два рассмотрения. Конкретным экземпляром авто занимается одна команда, партией авто - другая команда, созданием сети заводов по миру и т.п - третья команда. Внутри этих команд будут команды, которые занимаются мотором, доставкой отдельных партий авто в разные страны к нужному времени, анализом рыночной конъюнктуры, заводской столовой и т.п.

Все эти системы и команды связаны между собой, но системное мышление помогает «нарезать» всю эту деятельность на части. Видеть общее и детали, которые соответствуют вашим полномочиям и/или полномочиям вашей команды. То есть буквально выделить своим вниманием отдельные системы и команды, чтобы разобраться и улучшить их работу.

Профессионалы интуитивно, исходя из опыта, понимают как устроена их конкретная деятельность. Но редкий профессионал сможет формально разложить всю деятельность на части, и тем более вряд ли сможет перенести свой опыт на другую деятельность. Системное мышление помогает осознанно и быстро разбираться в любой сфере деятельности.

В школе системного менеджмента мы разобрались с деятелем, который может менять мир к лучшему. Для нас деятель все равно, что автомобиль из вышеприведенного примера. Пришлось потратить немало времени, чтобы отмоделировать деятеля, понять какие функции он будет исполнять в жизни. По сути, все наши действия в жизни можно связать с определёнными ролями. Улучшение жизни - это умение играть роли и правильно их выбирать исходя из контекста жизненной ситуации.

Невозможно создавать автомобиль, не понимая его внутреннее устройство. Также невозможно обучать человека (или человек не может развивать себя) не понимая как же устроен деятель. Или вернее, его жизненное мастерство человека. Большинство вузов и школ учат тому, что записано в государственных стандартах. Люди в образовании мало уделяют внимание моделированию главного продукта. Автозаводы себе такое позволить не могут. Мы тоже понимаем, что спроектированная в прошлом веке система образования устарела и её нужно менять.

Жизненное мастерство деятеля (Функциональное устройство) состоит из:

  • мастерства собранности, которое определяется как ментальная и физическая готовность совершить действие по роли. Представьте спортсмена, который на старте ждёт выстрел стартового пистолета. Вот это и есть максимальная собранность.
  • мыслительное мастерство (работа интеллекта), которое помогает человеку переформулировать проблему или новое обстоятельство в задачу, а далее найти способ (метод) решения этой задачи. Вы можете заметить работу интеллекта, когда сталкивайтесь с чем-то новым, а потом вдруг решаете предпринять какие-то ясные для себя действия.
  • прикладное мастерство, которое как раз позволяет совершить конкретное (понятное) действие и получить определенный результат в физическом мире (рабочий продукт). Понимая как устроен деятель (по аналогии - автомобиль) мы хорошо понимаем как его создавать.

В ШСМ для этого выделяем специальные курсы, которые направлены на развитие каждого мастерства. При этом мы делаем ставку на собранность и интеллект, их мы можем усилить своими курсами, а вот многочисленные прикладные роли каждый человек должен будет осваивать самостоятельно. С этого года мы активно переходим к развитию предприятия, которое будет способно обучать большие партии деятелей. Речь идёт о тысячах и даже более. Об этом и об опыте наших преподавателей и выпускников поговорим на нашей ежегодной конференции 3-4 апреля 2021 года.