ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМНЫМ ПОДХОДОМ И ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Начало изучения материала (курс Системное мышление) шло сложно, и было наивное ожидание, что позже, когда будет изучено больше информации, станет яснее. Задачи решались тяжело, и были также фантазии, что скоро станет легче. Потом был шок, что становится еще сложнее решать задачи. Как будто забуриваешься в нечто всё более непонятное.

Зато на работе был восторг, когда я начал вдруг улавливать больше смыслов на совещаниях. Не догадываться о них, а точно понимать, о чем речь. На первых совещаниях в своей проектной роли задавал нередко вопросы, на которые получал снисходительные ответы. И замечал, что у меня мало опыта в теме в отличие от других. По это быстро менялось, мои вопросы становились всё более правильными и чаще попадали в точку, которая разруливала споры других участников.

Именно удачное стечение обстоятельств на работе, связанное с назначением на роль в проекте внедрения целевой системы, с последовавшим за этим большим количеством совещаний и методической работы, которые давали много практики, позволило лучше вникать в системный подход по мере изучения.

На сложных совещаниях теперь удается удерживать и свое внимание, например, на заданной формализации, и возвращать в нужные границы рабочую группу, отсекая то, что не имеет значение. И как приятно слышать возглас на свое высказывание – «точно!»

Но иногда есть и обратная реакция, связанная с недовольством при возвращении в трезвое русло обсуждения в исходных границах, откуда какая-то из ролей просто старалась всех утащить... И оказалось подобное происходит весьма нередко.

Вспоминаю, как первый раз попалась частичная информация о ролевом мастерстве. Это захватывало и казалось каким-то супер сложным навыком, который удастся наработать только много позже. На деле это нарабатывается по-другому. Просто становится чем-то нормальным, как будто, так и должно было быть. Удивительно, как всё таки работает системное мышление, насколько неожиданный оно дает эффект. Это не как пользоваться «рыбой» на проектах, ориентируясь на чей-то опыт в одном, и повторяя, частично с небольшими коррекциями, сделать что-то другое своё. Системное мышление работает именно сквозь всё. И наработка ролевого мастерства - это просто методичный аккуратно реализуемый подход. И без практики тут нет смысла надеяться, - мол я прочел, понял смысл, остальное как-то докрутится само заработает.

Не скажу, что у меня уже развито ролевое мастерство, но явно видно, как разные роли по-своему смотрят на проект, со своих точек зрения. Как их совсем не интересуют некоторые твои интересы. Что они в большинстве своем не заглядывают на другие позиции, не смотрят с точек зрения других ролей, - "а зачем им это?"... В то время как сам можешь себе позволить быть в разных точках зрения, быть в этом пространстве ролей, понимать разные роли, - почему они настаивают на чем-то, кажущемся неадекватным для остальных. Какая-то свобода в мышлении появилась, которая удивляет. Очевидны разные терминологии и «языки» разных ролей, и ясно теперь, откуда у них взаимное недопонимание с нежеланием договариваться. И главное, удается их договорить! Правда иногда приходится сначала обсудить с каждым в отдельности, - выведать то, что они не договорили на совместном обсуждении...

Появился навык, способность вычленять в потоке большого объема информации нечто конкретно важное и нужное в данный момент. Что-то тонкое, в каком-то уникальном срезе. Оно прямо ясным становится, и с ним очень эффективно оперировать. Удается удерживать внимание на этих позициях на совещаниях. Явно заметно, как другие роли описывают эти сущности на свой лад, который мне не подойдет, когда я буду это описывать какой-то другой проектной роли. Например, разработчик программы рассказывает о ней с позиции описания функциональных возможностей, а пользователю программы эти моменты понятнее будет разъяснить через описание удовлетворения его потребностей. Так-то это высказывание кажется чем-то простым и очевидным, типа «ну, да, это и так понятно». Но когда сам это применяешь осознанно, это уже оцениваешь по-другому.

Еще момент интересный связан с коммуникацией. Учет интересов проектных ролей подразумевает, что их выслушиваешь. Даешь им высказаться, описать свой интерес и потребности. Задаешь наводящие вопросы. И по аналогии в социуме начинаешь обращать внимание, что нужно давать собеседнику рассказать о чем-то интересном и важном для него. Т.е. не перебивать «потому что мне не интересно», а уделить внимание человеку. И это дает развитие своему навыку коммуникации … Навыки системного подхода удается автоматически применять на всех направлениях в своей жизни, и они везде дают эффект.

Одновременно с этим попадаешь в ситуации, когда заинтересантом в каком-то моменте оказываешься только ты сам... остальным побоку. А без их участия это не сделать. И уже нужно искать варианты, как их вовлечь в работу. И это тоже нелегко - отбиваются как могут сроками, нехваткой ресурсов и т.п.

Салават, спасибо большое, что поделились!
Да, этим системный подход и хорош – он как швейцарский нож, работает на всяких проектах)
И ролевое мастерство, действительно, вырабатываемый навык. Кругозор можно получить, прочитав 10-15 книжек по каждой теме, в которой не хватает мастерства, и потом отслеживать на совещаниях, как исполнители ролей работают со своими предпочтениями в интересах. Никакой магии, только наработка знаний + налет часов)