Требования к системному интеллекту

Разберём подробнее эффект, который получается за счёт системного поведения интеллекта, а также когда применяется и для кого важно системное мышление. Как мы помним из первых глав, интеллект отвечает за решение новых сложных задач. Обычные задачи решаются посредством прикладного мастерства, но вот когда сложность задачи зашкаливает, то тогда подключается интеллект. Современные тренды свидетельствуют, что человек всё чаще сталкивается с новыми сложными задачами, а при их решении требуется учитывать множество разных интересов. Поэтому к интеллекту, который демонстрирует системное мышление, можем сформулировать следующие требования[1]:

  • увязывать между собой разные картины мира;
  • универсальность к решению сложных новых задач из разных сфер деятельности;
  • постоянное повышение скорости и качества решения новых задач.

Каждый человек имеет свою картину мира, разные роли видят физический мир по-своему, и у всех ролей свои описания реальности. Понятно, что множество описаний могут не совпадать между собой, а разные люди хотят преобразовать мир по-своему. И это нормально. Однако, само знание разных картин мира и интересов разных людей никак не приближает нас к тому, как изменить мир и какие системы создавать.

Нам необходима верхнеуровневая теория, которая сможет увязывать между собой разные картины мира. Вот такой фундаментальной теорией является трансдисциплина "системное мышление", а интеллект, в который загружена эта трансдисциплина, выдаёт функцию системного мышления. Благодаря такому поведению интеллекта непротиворечивым образом связываются между собой разные интересы ролей. Соответственно, в трансдисциплине «системное мышление» постулируется, что успешная система – это система, в которой учтены (а лучше удовлетворены) интересы всех заинтересованных проектных ролей.

Трансдисциплина «системное мышление» за счёт определенных понятий и принципов рассмотрения физического мира позволяет создавать верхнеуровневые модели[2], в которых между собой связываются в одно системное описание разные картины мира. Системное мышление – инструмент для совмещения разных картин мира, хотя само противоречие может разрешаться специальными методами такими как ТРИЗ+[3].

Системное мышление не только увязывает разные картины мира, но и позволяет универсальным образом подходить к решению новых сложных задач из разных сфер деятельности. То есть изучив один раз трансдисциплину системного мышления, можно переводить проблемы в задачи и далее находить способы решения задач, которые возникают в любой рабочей деятельности или в обычной жизни. То есть системное мышление даёт один и тот же подход к тому, как думать, сталкиваясь со сложностью. Например, необходимо выделять области интересов, цепочки обеспечения и системные уровни, а также выявлять всех заинтересованных лиц, их потребности и требования. Но это только начало, для системного описания и последующего создания системы будет необходимо применять другие понятия и модели системного мышления, а также в обязательном порядке связывать их с прикладными практиками.

Кроме того, системное мышление как трансдисциплина усиливает интеллект. Изучая системное мышление, человек самым эффективным способом "качает" свой мозг. Трансдисциплина для мозга как штанга для мышц. Качая интеллект, мы получаем скорость и качество решения новых сложных задач. Постоянная тренировка системного мышления в рабочих проектах увеличивает беглость мышления и повышает сложность решаемых задач. В сложных новых ситуациях нам необходим интеллект, так как только мыслительное мастерство может найти выход. Собранность позволит настроиться на действия, но умение собирать себя в кучку ещё не позволяет найти решение. Прикладное мастерство помогает находить решение, но часто в новых ситуациях профессиональный опыт может быть бесполезен или наоборот, вреден. Только интеллект позволит понять в какой ситуации мы находимся, свести проблему к задаче, найти способы и инструменты для её решения. Этими инструментами могут быть необходимые прикладные практики[4].

  • [1] В книге «Системное мышление 2020» А.Левенчук приводит архитектурные требования к мышлению: абстрактность, адекватность, рациональность и осознанность. По сути, мы говорим об этом же, но более простым языком.
  • [2] Отдельные описания или картины мира создаются разными дисциплинами, а трансдисциплина системное мышление помогает собрать их в одно непротиворечивое системное описание. В системном описании круг и квадрат будут не противоречить друг другу, а будут входить в одно системное описание цилиндра. При этом системное мышление объяснит, как разные модели связаны между собой, почему они вообще нужны и на какие интересы отвечают.
  • [3] Системное мышление замечает противоречие, помогает определить методы для разрешения противоречия, поставить задачу изобретателю и принять результаты.
  • [4] А если прикладные практики не знакомые, то интеллект позволит их быстрее освоить.