"Грозовая туча" мыслительных процессов в теории ограничений

Противоречие в теории ограничений (TOC) называется обычно "конфликтом", и оно снимается при помощи "грозовой тучи", это одна из диаграмм мыслительных процессов теории ограничений. Интересна не столько сама диаграмма "грозовой тучи", выражающей конфликт-противоречие и его причины, но метод "трёх туч", в которых противоречия выявляются для трёх наиболее важных нежелательных явлений (как и в ТРИЗ, характеристики тут делятся на желательные и нежелательные), а потом для них находится корневой конфликт. Интересно, что работа с противоречиями в ТРИЗ и TOC имеет попытки объединения. Основной ход со стороны TOC тут на слабое место в ТРИЗ: шаг на формулирование противоречия, надёжная идентификация проблемы. Проблему легче находить, когда мы делаем шаги по спектру мышления вправо — формализуя описания, в данном случае переходя от "просто текстов" к схемоидам. TOC использует в качестве этих схемоидов специфические диаграммы мыслительных процессов. Но вот разрешение противоречия — это опять "творчество", резкие шаги влево, чтобы получить идею решения, преодолеть противоречие в протяжённом/геометрическом пространстве смыслов, а не в жёстко обусловленных точках этого пространства, указанных концептами из схем и схемоидов. И тут хороши стандарты снятия противоречий из ТРИЗ.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».