Противоречие в ТРИЗ

В ТРИЗ ввели понятие технического противоречия как ситуации, в которой попытка улучшить одну характеристику системы приводит к ухудшению другой ее характеристики. В АРИЗ с 1977 года была работа с целой цепочкой противоречий: объект внимания 1 «АП» (административное противоречие) по определённым правилам смещается к объекту внимания 2 «ТП» (техническое противоречие), который по определённым правилам смещается к объекту внимания 3 «ФП» (физическое противоречие), и это всё разные стадии решения проблемы. Увы, неизменные отсылки к диалектическому противоречию (тяжёлое наследие советской "диалектической философии") явно не способствовали тут более чёткому моделированию, а аналитической философии в ТРИЗ замечено не было.

В ТРИЗ в работа с противоречием типична для системщиков: сначала противоречие формулируется и обостряется путём всё более формальной постановки задачи для чётко выделенной системы на правильном системном уровне (двигаемся вправо по спектру мышления, чтобы получить правильные объекты внимания), затем снимается какими-то "творческими приёмами", чаще всего означающими уход влево по спектру мышления от схем к схемоидам и даже ещё дальше влево — те же самые "распредмечивание" и "опредмечивание".

ТРИЗ отличается от других системных методологий тем, что в нём есть методы развития творческого воображения, шаблоны решения противоречий. Творческое воображение в ТРИЗ сводится к эффективному "распредмечиванию", резкой смене языка представления предметной области, т.е. уход от дисциплинарности, уход в многомерное пространство смыслов без жёсткой привязки описания к каким-то концептам. И генерация идеи новой схемы идёт в левой части спектра мышления, а не в терминах более формальных схемоидов, в которых сформулировано само противоречие.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».