Проблематизация, распредмечивание и опредмечивание в СМД-методологии

СМД-методология предлагает способы преодоления противоречия, непосредственно связанные с использованием свойств спектра мышления, противоречие преодолевается через резкий сдвиг по спектру влево:

  • Схематизировать, то есть формализовать различные предметные/дисциплинарные/ролевые/позиционные описания в достаточной мере, чтобы убрать из них неточности и ошибки и выйти на чётко сформулированное противоречие. Это соответствует движению по спектру мышления вправо, в предметное мышление на материале схем. Для формализации используются язык схем СМД-подхода, хотя это не столько язык именно формальных схем, сколько язык не слишком формальных схемоидов.
  • "распредметить", то есть сдвинуться по спектру мышления влево. После распредмечивания становится возможным проведение менее формальных интуитивных рассуждений без задействования схемных формализмов. В этих бессхемных, беспредментных (вне каких-то дисциплин) ведомых интуицией свободных рассуждениях потом появляется возможность новой концептуализации, нового предметного формализма. От исходных противоречащих схем распредмечивание приходит к текстам, в которых можно искать следы каких-то интуиций про важные новые объекты внимания, преодолевающие противоречие.
  • «опредмечивание», формализация этих полученных после «распредмечивания» интуиций в новую объединённую дисциплину/предмет".Для этой дисциплины делается новая схема-"конфигуратор", а сама работа по формализации делается с использованием схемного языка СМД-подхода и набором мета-схем типа "схемы мыследеятельности" (которые сами когда-то были получены как результат работы по проблематизации схем СМД-подхода прошлых поколений).
  • если построение конфигуратора каким-то образом невозможно, то начинается пошаговая реализация предметных деятельностей, противоречие снимается "в деятельности". По факту это выражется в том, что различные описания не сравниваются абстрактно "в классах", но соотносятся с индивидами и по факту мышление начинает использовать экстенсионализм (хотя и не 4D) для совмещения разных описаний одних и тех же физических объектов.

Работа по созданию варианта системного мировоззрения в СМД-методологии прекратилась примерно в 1994 году, когда в работах методологов прекратилась эта работа по формулированию и преодолению противоречий, т.е. явная работа с полным спектром мышления с использованием системного подхода. Об этом говорила Вера Данилова на 19 щедровицких чтениях в 2013 году: "СМД-методологи утеряли проблематизацию как органическую часть их культуры. Все эти "распредмечивания" и "опредмечивания" потом — это следствия проведённой проблематизации. Весь СМД-аппарат не будет работать, если проблематизации не сделать. А её уж давно не делают".

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».