Окружение ролевого мастерства

Постановка ролевого мастерства означает овладение соответствующими практиками выявления ролей, входа и выхода из роли, самоконтроля, а также развитие деятельностного кругозора. В соответствующих разделах данной главы мы подробно рассмотрели практики ролевого мастерства. В главе 2 говорили, что практика ставится путем изучения дисциплины и освоением технологий. К сожалению, на начало 2021 года не существует отдельного учебника по дисциплинам ролевого мастерства, довольствоваться можно тем, что написано в данной главе. В школе системного менеджмента исследования по ролевому мастерству еще далеко не закончены.

Основной технологией ролевого мастерства является наше тело. Человек замечает поведение других людей и собственное поведение, слышит произносимые понятия, показывает свои эмоции и демонстрирует жесты, воспроизводит речь и т.п. Кроме того, существует экзокортекс, который также помогает реализовывать практики ролевого мастерства. Например, трекер "Помодоро", календари и т.п. 

Непосредственно освоение практик ролевого мастерства происходит, когда человек осознанно играет роли и осуществляет самоконтроль за своими действиями, а также потом разбирает свое поведение. Действия человека в проекте или в жизненной ситуации часто происходит хоть и в сознании, но без осознанного ролевого контроля за собой[1]. Умение вести внутренний диалог в процессе игры по роли позволяет натренировать ролевое мастерство намного раньше, чем проявится седина.

Современное ролевое мастерство основано на деятельностном кругозоре, поэтому необходимо вкладывать время в изучении кругозорных дисциплин и в реализацию рабочих проектов.

Практики ролевого мастерства в отличие от актерского мастерства ставятся напрямую в жизни, то есть невозможно уповать на репетиции. Придется реализовывать конкретную прикладную практику (например, операционный менеджмент), а параллельно практиковать ролевое мастерство: выявлять другие роли, с которыми контактирует менеджер, а также присматривать за тем, как вы исполняете роль операционного менеджера. Репетиции и генеральные прогоны, конечно, возможны, но в отличие от спектакля и кино, сценарий совещания или обсуждения с клиентом невозможно полностью предсказать. Поэтому ролевое мастерство ставится на реальном опыте, но для этого нужно осознавать такое развитие. 

Реальная жизненная ситуация касается не только рабочих проектов. В обычно жизни вы можете проводить работу над ошибками после разговора с друзьями или с ребенком. Поймите какие роли участвовали в обсуждении, какие были интересы, в какие роли вы входили, осознавали ли вы изменившийся контекст и смогли вовремя переключаться между ролями. 

Далее остановимся на том, что не входит в ролевое мастерство. Речь идет о собранности, методологическом мастерстве и прикладном мастерстве. Для того, чтобы осваивать ролевое мастерство, которое находится на втором платформенном уровне модели "человек-платформы", необходимо иметь собранность. Без управления вниманием, без развитого эмоционального интеллекта и чувств невозможно выявлять роли и осуществлять самоконтроль. Методологическое мастерство дополняет ролевое мастерство, что в целом создает мыслительное мастерство. А прикладное мастерство или знание конкретной прикладной роли требуется ставить отдельно. Например, нужно изучать практику операционного менеджера, а практики ролевого мастерства помогут быстрее освоить эту роль и играть ее, получая оптимальное переживания (радость).   

Таким образом, для постановки ролевого мастерства необходимо ставить соответствующие практики ролевого мастерства прямо в текущей деятельности, а также нужно иметь собранность. В свою очередь, методологическое мастерство вместе с ролевым мастерство поможет быстрее осваивать прикладные практики и получать радость от играемых ролей.  


[1] Человек обычно приходит к этому с опытом или с «мудростью лет», побывав в разных жизненных ситуациях.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".