Творчество в системном мышлении

Прирост знания идёт путём увеличения числа предметов/дисциплин, движением мышления вправо по спектру формальности мышления. Но вот при попытке объединить формальное знание в общем системном (междисциплинарном по поводу какой-то ситуации с фрагментом физического мира — системой) рассуждении неизбежно возникают противоречия. Онтологика и коммуникация, системное мышление позволяют снимать эти противоречия. Работа с этими трансдисциплинами требует не только формализации, но и деформализации, сдвижек влево по спектру мышления для снятия противоречий при рассуждениях с материалом сразу нескольких дисциплин. После снятия этих противоречий нужно опять схематизировать, двигаться по спектру вправо, формализовывать представление ситуации, чтобы выправлять ошибки в возникающих уже не противоречивых, но ещё недостаточно безошибочных неформальных рассуждениях.

Противоречие останавливает формальное мышление. Это типовая ситуация в междисциплинарности: при малой степени формализации рассуждения часто ошибочны, а при большой степени формализации рассуждать становится невозможно из-за явных противоречий.

Есть два разных понимания противоречия: это просто коллизия (квадратная дырка не подходит круглой втулке) и парадокс, когда оба высказывания про систему оказываются верными, но противоположными. Коллизии решаются обычным инженерным образом (и иногда там оказывается парадокс спрятан внутри), парадоксы требуют выхода в мышление — перехода к другим понятиям, другим описаниям из других дисциплин, для того чтобы парадокс разрешился.

Нынешние варианты инженерных и менеджерских стандартов системного подхода не включают в себя работы с противоречиями в явном виде, но так или иначе работа с противоречиями присутствует во всех вариантах системного подхода.

Преодоление противоречий связано с получением уточнённого мировоззрения: общего взгляда на ситуацию системного проекта, в котором модели различных дисциплин не противоречат друг другу и возможно связное и непротиворечивое междисциплинарное рассуждение. Трансдисциплины должны обеспечивать снятие противоречий, и системное мышление это учитывает.

Приведём примеры работы с противоречиями для трёх школ мышления, основанных на системном подходе: системомыследеятельной методологии (СМД-методологии), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории ограничений.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020». 

Последний абзац предполагает какое-то продолжение? Где примеры из названных мыслительных школ?