Отличие деятельностного кругозора от методологических и прикладных знаний

В главе 1 мы говорили, что деятельностный кругозор является частью знаний человека, в который еще входит знание методологических и прикладных дисциплин. Методологические трансдисциплины необходимы для развития методологического мастерства, а кругозорные дисциплины развивают деятельностный кругозор, который необходим для ролевого мастерства. В свою очередь, прикладные дисциплины изучаются для освоения прикладных практик.

Деятельностный кругозор человека — это его знания о том, как устроены какие-то виды деятельности, в том числе какие роли (деятельностные роли[1]) и практики присутствуют в каждой деятельности. Помним из главы 1 список Антона Тюкова, в котором выделены 16 видов человеческой деятельности: политика, религия, философия, искусство, наука, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, коммерция, финансы, право, армия, материальное производство и «пока не оформившееся просвещение». Деятельностный кругозор отвечает за широту знаний и интересов человека. Человек с широким деятельностным кругозором имеет знание об устройстве нескольких видов деятельности.

Профессионал в прикладной сфере имеет деятельностный кругозор об этой деятельности, но он может не знать как устроены другие виды деятельности, а также вряд ли освоил все прикладные дисциплины в своей широкой профессиональной деятельности. Например, врач-стоматолог знает прикладную дисциплину и владеет технологиями (имеет мастерство) лечения кариеса, но уже вряд ли также профессионально он знает дисциплину протезирования зубов или дисциплину лечения гастрита, тем более вряд ли знает технологии такого лечения. При этом стоматолог имеет хороший деятельностный кругозор в области здравоохранении, но может совсем не разбираться в спорте или коммерции.

Конечно, нет необходимости детально разбираться заранее во всех видах человеческой деятельности. Да это и невозможно сделать, как минимум из-за недостатка времени. Однако, можно иметь трансдисциплинарные знания или знания трансдисциплин, которые помогут быстро разобраться в нужной деятельности. Поэтому системное мышление, онтологика и коммуникации, научное и вычислительное мышление необходимо изучать, если вы понимаете, что будущее потребует быстро осваивать прикладные практики из новых для вас видов деятельности. Отдельно выделяем общий кругозор о деятельности и отдельно знание прикладных практик.

Для того, чтобы быстрее развивать кругозор о конкретной деятельности целесообразно изучить системное предпринимательство, системную инженерию и системный менеджмент. То есть речь идет о том, как устроена каждая область, какие там роли и какие наборы практики, и т.п. Знания этих трех областей интересов также помогает разбираться с прикладными дисциплинами в любой деятельности, о которой писал А.Тюков[2]. Более того, если речь идет о реализации проекта в новой для вас сфере деятельности, то разбираться в этой сфере лучше, начиная с этих трех областей интересов предпринимателя, инженера и менеджера[3]. Три области интересов – это минимальный деятельностный кругозор для современного человека.

Таким образом, методологическое мастерство и, в частности, системное мышление помогает разобраться с кругозорными дисциплинами системное предпринимательство, системная инженерия и системный менеджмент, а уже они в свою очередь помогают быстрее разбираться в любой деятельности, сначала выделяя главные объекты внимания для предпринимателя, инженера и менеджера[4], а потом изучая необходимые прикладные практики.


[1] Когда речь идет в общем о ролях в какой-то деятельности, то говорят про деятельностные роли. А когда речь идет о конкретном проекте, то говорят про проектные роли. Такое различие подчеркивает контекст обсуждения, то есть говорим в целом о какой-то деятельности и культурно-обусловленных ролях, или же речь идет о реальном проекте. Проектные роли называются исходя из названий деятельностных ролей. 

[2] О 16 видах деятельности по А.Тюкову говорили в главе 1 в разделе «Мастерство и кругозор».

[3] В курсе системного мышления подробно разбираются «области интересов», а также связанные с ним понятия "системные уровни" и "цепочки обеспечения". С помощью данных понятий можно быстро понять как устроена любая деятельность, поскольку данные понятия помогают вниманием выделить определенные системы и связи между ними. Однако, далее будет все же необходимо изучать предметную область. Системное мышление и в целом методологическое мастерство не заменяет прикладные дисциплины, но помогает быстрее разобраться в новых проектах и видах деятельности.

[4] В любой деятельности можно выделить предпринимательские, инженерные и менеджерские вопросы, через которые можно разобраться в том, как устроена эта деятельность.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".